Реализация задач, определенных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации требует сосредоточиться на решении ключевой для страны проблемы - демографической.
В Псковской области реализована областная долгосрочная целевая программа "Демографическая политика в Псковской области на 2007-2010 годы". В 2010 году объем средств областного бюджета на реализацию программных мероприятий составил 178745,0 тыс. рублей (в 2008 году - 6055,0 тыс. рублей). В результате реализации мероприятий указанной программы в 2010 году расходы областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа возросли в 3 раза по сравнению с 2009 годом. Приобретены 123 жилых помещения для 141 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализован проект "Видеопаспорт ребенка", сюжеты показаны на первом канале в программе "Пока все дома". В рамках программы "Демографическая политика в Псковской на 2007-2010 годы" выпущены информационные материалы по профилактике жестокого обращения с детьми, которые распространены в учреждениях для детей различной ведомственной принадлежности. Проведены праздничные мероприятия с приглашением более 60 семей, воспитывающих детей, из всех районов и городов области, посвященные Международному дню семьи, Дню матери, конкурс "Всему начало - отчий дом", проведена акция "Детство без насилия". Оказана адресная материальная помощь 90 многодетным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Приобретено 589 путевок для долечивания (реабилитации) в санаториях после стационарного лечения граждан после острого инфаркта миокарда, операций на сердце и магистральных сосудах, острого нарушения мозгового кровообращения и др. Приобретено 5 единиц медицинского оборудования, 3 единицы санитарного транспорта для реализации мероприятий по сокращению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, приобретено 14 единиц медицинского оборудования для организации выхаживания в детских родовспомогательных учреждениях системы здравоохранения области маловесных и недоношенных детей и др.
Реализация мероприятий программы, как одна из мер решения социальных проблем, позволила не снизить уровень рождаемости и несколько снизить уровень смертности населения, способствовала недопущению роста семей, находящихся в социально опасном положении, роста социального сиротства.
Однако демографическая ситуация в Псковской области остается сложной.
По предварительной оценке численность постоянного населения области на начало 2011 года составила 671,3 тыс. человек (по предварительным итогам переписи населения 2010 года), на 01.01.2010 - 688,9 тыс. человек.
За период с 1959 года по 2010 год численность постоянного населения области сократилась на 27,7 процента.
Сокращение численности населения в основном происходит за счет естественной убыли, которую формируют рождаемость и смертность.
В 2010 году в области наблюдалось небольшое снижение рождаемости по сравнению с 2009 годом и снижение смертности. Следует отметить, что удельный вес женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) в общей численности женщин на селе значительно ниже, чем в городских поселениях (42,9 процента - в городской местности, 39,2 процента - в сельской). По-прежнему смертность остается на высоком уровне и превышает рождаемость в 2010 году более чем в два раза, что является самым высоким показателем по Северо-Западному федеральному округу.
Естественная убыль населения в 2010 году - -10,9 в расчете на 1000 человек населения. В абсолютных цифрах естественная убыль населения составила в 2010 году 7262 человека.
Миграционная убыль населения в 2010 году составила 2124 человека.
Интегральным показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является продолжительность жизни. Продолжительность жизни зависит от многих факторов: от образа жизни, уровня доходов, воспитания и образования человека, наследственности, уровня загрязнения окружающей среды, качества питания, развития системы здравоохранения, уровня преступности, возможности спокойно зарабатывать на жизнь и многих других.
Средняя продолжительность жизни в значительной мере определяется уровнем жизни населения. Очень высокая (более 75 лет) в странах с уровнем внутреннего валового продукта (далее - ВВП) на душу населения 35-50 тыс. долларов США и самая низкая при уровне 100-300 долларов США. В России ВВП на душу населения в 90-х годах прошлого века составлял 580-2750 долларов США, в 2008 году - 11800, в 2009 году - 8685 долларов США, т. е. уровень жизни в России достаточно низкий. Ситуация в Псковской области осложняется ростом социально значимых заболеваний - алкоголизм, токсикомания, наркомания, в связи с чем необходимо проведение активной политики формирования здорового образа жизни, в том числе и в первую очередь в молодежной среде.
В области около 70,0 тыс. семей с детьми. Почти половина из них имеет доход ниже величины прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в области. Наиболее уязвимы многодетные семьи, семьи одиноких матерей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Это те категории семей, которым требуется поддержка государства для обеспечения достойного уровня жизни. Стабильно количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая работа с данными семьями, их постоянное сопровождение позволяет не допускать роста социального сиротства.
Повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми, поддержка общественных организаций в работе с семьей и детьми являются направлениями повышения эффективности данной работы.
Основой для определения целей и задач областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы" (далее - программа) являются Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года и Стратегия демографического развития Псковской области на период до 2015 года.
Программа является одной из составляющих Плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, на территории Псковской области (второй этап), утвержденного распоряжением Администрации области от 29 июня 2010 г. N 175-р.
Рассматривались два варианта решения проблемы улучшения демографической ситуации в области: без принятия программы и с принятием программы.
Целесообразность решения демографических задач программно-целевым методом связана с тем, что:
решение демографических задач носит комплексный характер;
межведомственный характер проблемы, для решения которой потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области;
длительность решения проблемы.
В целях создания предпосылок для улучшения демографической ситуации сформированы мероприятия программы по проведению капитального ремонта медицинских учреждений, реализации проекта "Социальный городок", открытию отделений социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике гипертензии и сахарного диабета, оказанию адресной социальной помощи семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по проведению областных конкурсов, праздников, фестивалей и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как День семьи, День матери, День защиты детей, профилактике социального сиротства, оказанию материальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на ремонт жилых помещений, закрепленных за ними на правах собственности, обеспечению жилыми помещениями для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей, вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 января 2011 года, строительству дошкольных образовательных учреждений и др.
Учитывая масштабность и комплексный характер проблемы по стабилизации демографической ситуации в регионе, программа с использованием программно-целевого метода обеспечит комплексную реализацию мероприятий и увязку их по задачам, ресурсам и срокам.
Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы, является рост инфляции выше прогнозного уровня.