Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах"

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области

Школьное лесничество - форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленной на формирование лесоэкологической культуры, понимание смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.

Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями; являются базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду.

Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.

На территории Псковской области школьные лесничества зародились в 1968 году. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, "зеленых" и "голубых" патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом. В связи с тем, что в то время в сельской местности было больше школ, соответственно и численность учащихся в них была достаточно велика. Эти два показателя положительно влияли на количество школьных лесничеств. Пик движения школьных лесничеств пришелся на середину 70-х годов прошлого века. В Псковской области к 1978 году было организовано и действовало 55 школьных лесничеств с общей численностью ребят 1327 человек. В истории эколого-биологического движения 90-е годы ХХ века являются периодом определения стратегии сохранения и развития системы школьных лесничеств.

В 2003 году в системе лесного хозяйства Псковской области организовано и действует 42 школьных лесничества, объединяющие 652 учащихся школ. Кроме экологического дополнительного образования, включающего в себя работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, школьные лесничества оказывали существенную помощь лесному хозяйству: члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанной с охраной, защитой лесов. Юные лесоводы оказывали помощь в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности. Работа со школьными лесничествами считалась одним из приоритетов деятельности лесхозов.

Силами школьных лесничеств оказывалась существенная помощь лесхозам в проведении мероприятий по охране лесов и животного мира, посадке и уходе за лесом, выращиванию в питомниках и теплицах посадочного материала, сборе лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, шишек хвойных пород, изготовлению гнездовий. Удельный вес работ, выполняемых школьными лесничествами, составлял 10% от общего объема работ, выполняемых в лесхозах.

Продуманная и проверенная на деле система обучения и воспитания детей в системе школьных лесничеств убедительно показала, каких весомых результатов можно добиться, если орган управления лесным хозяйством и школа действуют в тесном контакте, решая общие задачи по сохранению и преумножению лесных территорий.

Начиная с 2006 года в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране произошли кардинальные изменения в лесном хозяйстве. Произошедшее смещение приоритетов в экономике страны и области негативно сказалось на школьных лесничествах. Итогом этих перемен явилась полнейшая ликвидация всех действующих на территории области школьных лесничеств.

На сегодняшний день существенно изменились требования к уровню экологического образования и менталитета молодого поколения. Лесная отрасль Псковской области нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. В лесном секторе области сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим складываются объективные условия вовлечения подростков в экологическую деятельность путем восстановления и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения, бережного отношения к лесу и природе в целом.

Школьные лесничества являются первой ступенью лесного и экологического образования и способны влиять в дальнейшем на профессиональный выбор учащихся.

Наряду с организацией движения школьных лесничеств, главным образом затрагивающего сельскую молодежь, повышение уровня экологической грамотности и экологической культуры необходимо осуществлять через информированность городской молодежи. Решение поставленной задачи в рамках города Пскова эффективно через объединение детей на базе "Лесной школы" государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга".