Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах" (с изменениями на 29 декабря 2012 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является развитие лесопромышленного комплекса, сырьевой базой которого являются лесные ресурсы.

Леса представляют собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.

Леса удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование - стратегически важная задача.

Развитие экономики Псковской области предусматривает сохранение среды обитания, в том числе за счет сохранения средообразующих функций леса.

Общая площадь лесного фонда Псковской области составляет 2 359 625 га.

В состав лесного фонда Псковской области входят земли, занятые верховыми, переходными и низинными болотами, общая площадь которых составляет 229,2 тыс. га, из них 149,0 тыс. га пройдено малой лесной мелиорацией. В засушливые годы болота, расположенные в лесном фонде, пересыхают, что способствует возникновению на них лесоторфяных пожаров, тушение которых сопряжено с большими трудностями.

Территория лесного фонда Псковской области имеет средний класс природной пожарной опасности - 3,4 единицы при пятибалльной шкале, что определяет возможность возникновения лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, средняя продолжительность которого в области составляет шесть месяцев.

С 2006 года по настоящее время произошел 1971 случай лесных пожаров, общая площадь земель лесного фонда, пройденная лесными пожарами, составила 6983 га, сумма причиненного ущерба - 225 758,2 тыс. рублей при общей сумме затрат на тушение 7800,1 тыс. рублей, средняя площадь одного пожара - 3,5 га, удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров за пятилетний период, составила 1888 га.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.

С принятием Лесного кодекса Российской Федерации произошли существенные изменения в лесном законодательстве. Вследствие передачи основных полномочий по охране лесов, в том числе и тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. В связи с чем возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки.

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.

Отсутствие средств не позволяет производить своевременную подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами. Из-за недостаточного финансирования не в достаточном количестве приобретаются лесопожарная техника и противопожарное оборудование.

Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи.

Учитывая данные по лесным пожарам с 2006 года, необходимо отметить, что объемы ущерба от лесных пожаров существенно выше, нежели затраты, направленные на предотвращение их возникновения, профилактику и своевременно организованное тушение. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что пожар легче предупредить, чем потушить. Основой для предупреждения возникновения лесных пожаров являются профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде. Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

Анализ лесопожарной обстановки в Псковской области на протяжении ряда лет показывает, что основной причиной возникновения пожаров является антропогенный фактор (около 97 % всех лесных пожаров возникли по вине человека). Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, расширяющееся дачное и загородное строительство, значительная плотность населения создают рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров. Поэтому широкое проведение противопожарной разъяснительной работы; регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности - условия, обеспечивающие предупреждение лесных пожаров и предотвращение возникновения пожаров.

В связи с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня. Обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны лесов от пожаров на территории Псковской области возможно достичь путем повышения оперативности обнаружения лесных пожаров и их тушения в начальной стадии через развитие сети наземных пожарно-химических станций со средствами пожаротушения, укомплектованными новой лесопожарной техникой и оборудованием.

Учитывая комплексность факторов возникновения и развития лесных пожаров, существует необходимость в разработке комплекса мер, учитывающих максимально возможное количество факторов риска и мероприятий по их снижению.

Такие мероприятия должны быть системными, осуществляться на основе межведомственного взаимодействия и с максимальной эффективностью в силу высокого разрушительного потенциала лесных пожаров и возможности нанесения весьма значительного ущерба в экономике и социальной сфере. Работу по выполнению противопожарных мероприятий необходимо корректировать в соответствие с динамикой погодных условий. Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно.

Предотвращение, мониторинг и ликвидация лесных пожаров требуют вовлечения в организацию и исполнение соответствующих мероприятий значительного количества лиц, включающих представителей органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в области управления лесами, Главного управления МЧС России по Псковской области, органов местного самоуправления, арендаторов лесного фонда и иных хозяйствующих субъектов, а также населения.

Для решения рассматриваемых проблем требуется высокая эффективность технических, организационных мероприятий. Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.

Первый вариант - решение проблемы программно-целевым методом. Это позволит решить поставленные задачи и достичь цели программы. В процессе проведения всех мероприятий, направленных на реализацию программы, в полном объеме возможен риск только внешнего, не поддающегося управлению в рамках программы, характера - катастрофического природного явления. Оценить последствия влияния на результаты программы и принять упреждающие меры по таким рискам не представляется возможным, но при полной реализации мероприятий программы борьба с такими стихийными явлениями будет наиболее эффективной. Учитывая значимость и сложность задач, стоящих перед лицами и организациями, задействованными в указанных мероприятиях, организовать их взаимодействие и обеспечение реализации соответствующих мероприятий без использования программно-целевого метода и дополнительных ресурсов крайне сложно.

Данный метод предусматривает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам, что обеспечит эффективное использование ресурсов и минимизацию возможного ущерба.

Второй вариант - без принятия программы. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях. При частичном выполнении программных мероприятий присутствует риск внешнего характера, а также возрастает риск, связанный с недостаточностью существующих систем охраны и тушения лесных пожаров, что может повлечь за собой:

увеличение площадей горельников на территории области;

увеличение ущерба, причиняемого лесными пожарами;

снижение защитных функций лесов;

снижение ресурсного потенциала и качества лесного фонда Псковской области;

проявление массовых вспышек размножения вторичных вредителей леса;