Действующий

О внесении изменений в Постановление Администрации города Пскова от 27.01.2011 г. N 70 "Об утверждении долгосрочной целевой программы муниципального образования "Город Псков" "Молодежь и город" на 2011 - 2013 годы"

II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Для успешного социально-экономического развития города Пскова, региона и страны в целом требуется значительный по объемам человеческий капитал. Нужны молодыесоциальных, люди, которые будут работать не только на существующих рабочих местах, но и создавать новые, которые готовы к быстрому маневру и гибкому изменению себя и своей жизненной траектории. В этой связи потребность молодежи в профессиональном ориентировании и адаптации к реальному рынку труда объективно высока.

Правильный выбор направления профессиональной деятельности является основной составляющей профессионального и жизненного успеха. Представления же большей части молодежи о своем профессиональном развитии не соответствуют реальным потребностям экономики в трудовых ресурсах. По данным российских экспертов, 80 процентов выпускников школ совершают свой профессиональный выбор неточно. У большинства из них возникает желание сменить специальность или вовсе бросить учебу. Кроме того, квалификационный набор будущего молодого специалиста устаревает еще в период обучения, так как "срок годности" квалификации в нашей стране с переходной экономикой составляет два года. Поэтому уровень профессионального образования и его применимости весьма низкий.

Советская модель профориентации, где основным заказчиком трудовой силы являлось государство, давно утратила свою актуальность. Однако 95% выпускников учреждений профобразования по-прежнему рассчитывают работать в бюджетных структурах, доля которых в экономике страны составляет лишь 10%. В стране наблюдается массовая неспособность современной молодежи не только создавать новые рабочие места и структуры, но и включаться в уже существующие.

Негативные тенденции экономического кризиса также повлияли на положение молодых людей, начинающих свою трудовую деятельность. В последние два года четко прослеживается феномен безработного выпускника ввиду неготовности молодежи к переходу из сферы образования в сферу занятости. Сохраняется достаточно высокий процент выпускников, работающих не по специальности. Ключевой установкой современной российской молодежи является не поиск интересного дела, не реализация себя, а наивысшая заработная плата. В этой связи для органов власти и работодателей становится актуальным поиск ответа на вопрос: "Как удержать молодежь и создать необходимые условия для ее развития?".

Эффективное решение данного вопроса возможно в условиях комплексного подхода, который нашел отражение в Программе, при консолидации усилий всех субъектов рыночных отношений. Механизм реализации Программы базируется на технологии российского образовательного проекта "Карьера в России", представляющей собой инновационную рыночно-ролевую модель профориентирования молодежи. Данная технология разработана и активно внедряется в 13 субъектах Российской Федерации командой ученых, экспертов и технологов в сфере эффективных коммуникаций, мобильного образования и работы с молодежью, объединенных в научно-образовательный благотворительный фонд "Интеллектуальный альянс".

В феврале 2010 года в городе Пскове фондом было проведено анкетирование трех групп непосредственных участников профориентационного процесса: молодых людей, их педагогов и родителей. Результаты анкетирования показали, что позиции этих трех групп респондентов во многом не согласованы и не совпадают.

Так, молодые люди считают, что каждый человек на рынке труда в первую очередь должен готов быть эффективным в роли наемного работника (62,9%) и роли безработного (57,6%). Однако сами себя они готовят себя к активной предпринимательской деятельности. В то же время 46,7% родителей готовят своих детей к роли человека служения и наемного работника, обуславливая это стабильностью положения и востребованностью специалистов данных ролей на рынке. По мнению 50% опрошенных студентов, в учреждениях профессионального образования их готовят к роли наемного работника и к роли предпринимателя, в то время как 65,7% преподавателей говорят об эффективности выпускников в роли человека служения.

Среди образовательных условий, при помощи которых молодежь сможет приобрести все необходимые умения, 73,3% родителей называют обучение в вузе, а 80% педагогов говорят о значимости прохождения учащимися практик и стажировок. Наименее важными условиями взрослые респонденты считают участие молодёжи в масштабных деловых играх, олимпиадах и бизнес-тренингах. В свою очередь для самих молодых людей необходимым условием оказалось наличие у них непрерывной деятельности и практики. 64% школьников и студентов хотели бы реализовать свои собственные идеи и проекты, им интересно участие в олимпиадах и деловых играх, тренингах и стажировках.

По мнению экспертов фонда, чтобы подготовить молодого человека к реальной жизни, необходимо поддерживать его инициативы, направлять для участия во всех полезных для него событиях: выставках, ярмарках вакансий, а также искать для его обучения только лучших педагогов и профессионалов своего дела.

В этой связи главный элемент развития успешности человека - это площадки самоприменения. Они обязательно должны быть у человека с детства, поскольку именно там он приобретает тот сравнительный опыт, благодаря которому будет чувствовать себя уверенно и легко на протяжении всей жизни. Кроме того, необходим устойчивый поток событий и коммуникаций, благодаря которым молодой человек получает объективную картину мира.

Естественно, что в процессе построения успешной карьеры необходимо образование. Только образования, получаемого в рамках образовательных стандартов, зачастую оказывается недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В этой связи более полезным для молодого человека является информальное и неформальное образование, которое дается за рамками стандартизированной образовательной программы и предполагает включение человека во все потенциально возможные реальные жизненные виды деятельности, ориентированные на результат.

Эти три компонента: площадки самоприменения, устойчивый поток событий и коммуникаций, информальное и неформальное образование входят в состав рыночно-ролевой модели профориентирования, которая предполагает вовлечение молодых людей в реальную трудовую жизнь общества, тренировку навыков и умений, востребованных работодателями и адаптации и мобилизации на региональном рынке труда.

Приоритетно данная модель должна реализовываться в практике общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования. Однако, как показывает и анкетирование, учебные заведения не ставят перед собой задачи успешного включения молодого человека в реальную трудовую жизнь общества. В их приоритете научить молодых людей что-либо делать профессионально, не объяснив, как и где это можно эффективно и выгодно применить. В итоге молодой специалист оказывается дезадаптирован к условиям рынка труда.

В городе Пскове проживает около 55000 молодых людей в возрасте 14-30 лет. Система образования в городе Пскове представлена достаточно широким спектром образовательных учреждений. На территории города действуют 29 муниципальных общеобразовательных учреждений и 28 учреждений профессионального образования. Количество учащихся 8-11 классов насчитывает более 5000 человек, количество студентов очной формы обучения - более 13500 человек. Таким образом, целевая группа, на которую в первую очередь ориентирована Программа, составляет около 19000 человек или 1/3 молодежи города Пскова.