В Псковской области численность граждан, ежегодно освобождающихся из мест лишения свободы, составляет 1,0 - 1,2 тыс. человек, из них численность нуждающихся в трудоустройстве с местом проживания в Псковской области, в среднем составляет около 300 человек. В то же время численность граждан, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, осужденных к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества и нуждающихся в трудоустройстве, только в 2010 году составила около 200 человек. По вопросу временного трудоустройства в службу занятости области обращается около 800 подростков, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенностью для данной категории является необходимость сочетания непрерывной воспитательной работы и трудового воспитания в учреждении образования, в котором обучается подросток.
По данным Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения в 2010 году в службы занятости области за содействием в поиске работы обратился 221 гражданин из числа лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, из них 70 человек были трудоустроены (32% от числа обратившихся данной категории граждан), 18 граждан направлены на профессиональное обучение, 121 человек (55 % от числа обратившихся данной категории граждан) получил в службе занятости профориентационные услуги. Предоставлены услуги по психологической поддержке 9 гражданам, в мероприятиях по социальной адаптации приняли участие 7 граждан, из них 3 - жители сельской местности, 5 безработных открыли собственное дело. 3131 несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет обратился за содействием в поиске работы, трудоустроено 94,7% от обратившихся, в том числе 762 подростка, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе на 2009-2011 годы задача по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних), не ставилась. Мероприятия по трудоустройству данной категории лиц проводились в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2008-2010 годы".
В целях решения проблемы трудоустройства и занятости лиц данной категории необходимо решить задачу временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних).
Решением проблемы занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, является разработка и реализация мероприятий, ориентированных на снижение социальных последствий, возникающих в период их адаптации после отбытия наказания и в период отбывания наказания без изоляции от общества.
Базой для определения приоритетов, целей и задач программы является Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой в среднесрочной и краткосрочной перспективе является достижение высокого уровня и качества жизни населения. Составной частью решения этой задачи является развитие рынка труда и повышение экономической активности населения.
Проведен анализ двух вариантов решения проблемы повышения эффективности трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и подростков, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: без принятия программы и с принятием программы.
Первый вариант предусматривает решение проблемы, при котором трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, без изоляции от общества, и подростков, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивается отдельными мероприятиями, проводимыми в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2011-2012 годы".
Этот вариант не предполагает системного анализа координации и оценки результативности проведенных мероприятий и не позволит эффективно решать поставленные задачи по трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и подростков, относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По этим причинам вариант решения проблемы без принятия программы является неприемлемым.
Второй вариант предусматривает принятие программы.
Финансовой основой программы послужат средства областного бюджета. На этапе разработки проекта программы анализировались наиболее актуальные факторы, оказывающие негативное влияние на трудоустройство. На основании данного анализа были сформулированы задачи программы, исходя из которых разработан перечень мероприятий по их решению, оценена потребность в необходимых ресурсах для реализации программных мероприятий, а также последовательность и сроки их выполнения.
При программном варианте предусмотрено выполнение мероприятий с учетом осуществления мониторинга и контроля за ходом и результатами на основе системы соответствующих индикаторов (показателей), осуществление корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет целесообразность использования программно-целевого метода, поскольку требуется:
1) межведомственный подход в реализации;
2) обеспечение доступности информационных и консультационных услуг по вопросам о ситуации на рынке труда;
3) достижение сбалансированности между профессиональными интересами граждан и возможностями рынка труда;
4) содействие в трудоустройстве лицам, освободившимся из мест лишения свободы и осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и подросткам, относящимся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
5) государственная поддержка для решения проблем;
6) комплексное решение проблемы.
Таким образом, программный вариант решения проблемы обеспечит условия для эффективного трудоустройства лиц данной категории.
В этой связи разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками управления программой;
с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий программы.
Риски, связанные с недостатками управления программой, в значительной степени определяются координацией действий исполнителей мероприятий программы и исполнителя-координатора программы. Недостаточная их координация может привести к недостаточной финансовой поддержке реализации намеченных мероприятий, исключению ряда программных мероприятий и снижению эффективности использования выделяемых средств областного бюджета.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий, что приведет к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений.
Программно-целевой метод решения позволит за четыре года (2012- 2015 годы) реализовать конкретные меры по снижению остроты проблемы в содействии трудоустройства лиц данной категории, в том числе на условиях временной занятости c использованием наиболее эффективных форм и методов работы по всем направлениям деятельности.