Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011-2015 годы" (с изменениями на 14 ноября 2013 года)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является достижение высокого уровня и качества жизни населения, в том числе путем стабилизации демографической ситуации в области.

В настоящее время область входит в группу регионов с устойчиво низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности и отрицательным значением естественного прироста населения.

Высокий уровень заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований (далее - ЗНО), в том числе в трудоспособном и репродуктивном возрасте, непосредственно влияют на демографическую ситуацию в Псковской области.

Среди причин смертности населения злокачественные опухоли занимают второе место после сердечно-сосудистых заболеваний (11,7 %). В структуре умерших от онкологических заболеваний 30,5 % - в трудоспособном возрасте. Распространенность ЗНО в 2010 году составила 1943,2 на 100 тыс. населения. За последние 10 лет заболеваемость в области выросла на 14,6 %. В 2009 году Псковская область по грубым показателям заболеваемости занимает 8 место в Российской Федерации и 4 место в Северо-Западном федеральном округе.

Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года предусматривает реализацию целого ряда крупных проектов, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, позволяющих повлиять на снижение смертности от злокачественных новообразований. Развитие онкологической службы Псковской области является одной из приоритетных задач основных стратегических направлений развития здравоохранения Псковской области на 2010-2012 гг.

Особую проблему составляет выявление болезни на ранней стадии, поскольку именно это определяет продолжительность жизни больного, успех или неуспех проводимого лечения. Из каждых десяти больных у шести болезнь находится уже в крайней, III - IV стадии, когда помощь оказывать достаточно тяжело и дорогостояще.

Показатели инвалидности вследствие злокачественных новообразований остаются высокими на протяжении ряда лет (17,0 на 10 тыс. населения в 2009 году, в 2008 г. - 14,5), поэтому столь актуальна проблема раннего выявления ЗНО с использованием современных медицинских технологий.

На сегодняшний день материально-техническая база государственного учреждения здравоохранения "Псковский онкологический диспансер" (далее - онкодиспансер) является самым слабым звеном и основным сдерживающим фактором развития онкологической службы области.

Онкологическая служба области не имеет современной диагностической базы, что не позволяет проводить точную диагностику злокачественных новообразований в ранние сроки. Низкий уровень технического оснащения отделений лучевой терапии не обеспечивает качественное лучевое лечение и его объемы в соответствии с потребностью. Имеющаяся гамматерапевтическая аппаратура морально и физически устарела. Погрешность подведения дозы облучения опухоли превышает допустимый 5-процентный уровень за счет изношенности облучателей и отсутствия современно топометрической аппаратуры.

Онкодиспансер располагается в приспособленных помещениях. Выделять средства на проведение капитального ремонта существующих помещений нецелесообразно, так как они не соответствует современным требованиям санитарных норм и правил ни по площадям, ни по набору помещений. Аварийное состояние зданий не позволяет оснастить онкодиспансер современным лечебно-диагностическим оборудованием, создает трудности при обследовании и лечении пациентов, требует проведения ряда необходимых обследований в других учреждениях здравоохранениях области.

Наиболее приемлемым вариантом для улучшения материально-технической базы является перевод онкологического диспансера в приобретенный Псковской областью комплекс зданий и сооружений бывшей железнодорожной больницы, расположенных по адресу: г. Псков, ул. Вокзальная, д. 15.

Необходимо провести реконструкцию зданий и строительство "лучевого" каньона для проведения лучевой терапии ГБУЗ "Псковский областной онкологический диспансер" по адресу: ул. Вокзальная, д. 15, г. Псков (абзац в редакции, введенной в действие с 27.09.12 постановлением Администрации области от 19.09.2012 N 496).


Соблюдение Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 03 декабря 2009 г. N 944н, также требует от учреждений перехода на новые технологические процессы и применения современного оборудования.

Выполнение комплекса мероприятий Программы имеет цель снижение смертности населения Псковской области от злокачественных новообразований и увеличение продолжительности жизни; повышение эффективности системы профилактики и обеспечение диагностики опухолевых заболеваний визуальной локализации на ранних стадиях.

Масштабность и комплексность задач, которые необходимо решить для модернизации службы, требует комплексного планового подхода к их решению с привлечением сил и средств федерального и областного уровней. Применение программного метода позволит системно подойти к решению проблемы.

Программа создаст необходимые условия для включения Псковской области в перечень субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств и мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, ежегодно определяемых постановлением Правительства Российской Федерации.

Отказ от использования программно-целевого метода не позволит системно подходить к решению проблемы, что приведет к неэффективному использованию сил и средств, существенно осложнит процедуру планирования финансовых ресурсов на реализацию и проведение мероприятий, предусмотренных Программой.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов снижения смертности населения от злокачественных новообразований могут стать:

продолжающееся увеличение уровня смертности от ЗНО, в том числе в трудоспособном возрасте, что приведет к ухудшению демографической ситуации в области;

уменьшение продолжительности жизни больных злокачественными новообразованиями;

рост показателей первичного выхода на инвалидность.

Использование программного метода дает возможность последовательно осуществлять комплекс мер по снижению выявления запущенных случаев злокачественных новообразований, увеличению продолжительности и качества жизни онкологических больных, постепенно расширять охват населения скринингом, повышать информированность населения о необходимости профилактических исследований и формирования здорового образа жизни.

Реализация Программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия Программы в 2011-2015 годах.

Решение проблемы по этому варианту может иметь риски, связанные с ростом заболеваемости ЗНО в связи с увеличением доли лиц пожилого возраста.

Принятие Программы с уменьшенными объемами финансирования приведет к необходимости определения приоритетов в реализации задач и исключению ряда программных мероприятий по их реализации.

К рискам добавятся:

невозможность широкого внедрения профилактических и скрининговых программ, что повлияет на показатели раннего выявления и одногодичную летальность;