Современное состояние транспортной системы области явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития.
Целью Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года определена модернизация экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий с учетом влияния "фактора границы".
Одной из проблем региона, обозначенной в Стратегии, является функционирование транспортной отрасли области как базового сектора экономики на устаревшей производственно-технологической платформе.
В то же время транспортно-логистический комплекс области определен как обладающий наибольшим потенциалом роста.
В Псковской области сохранился уникальный даже в рамках Российской Федерации единый транспортный комплекс, включающий в себя 10 государственных предприятий автомобильного транспорта общего пользования, которые перевозят в год более 106 млн. пассажиров, и 29 линейных сооружений пассажирского автотранспорта (автовокзалы, автостанции, автопавильоны). Общий пассажирооборот в области составляет более 618 млн. пассажиро-километров.
С 1991 по 2010 год сводный автобусный парк государственных предприятий Псковской области автомобильного транспорта общего пользования с 968 единиц сократился до 650 (на 49%). Средний возраст автобусов в настоящее время составляет 11,4 года. Из 353 автобусов, задействованных на пригородных и междугородных сельских маршрутах, самортизировано 155 (44%).
Парк междугородных автобусов марки Икарус 250, 256 и ЛАЗ 697, 699 полностью самортизирован, 86 единиц имеют средний пробег с начала эксплуатации свыше 1,5 млн. км, что почти в 3 раза превышает нормативный пробег до полной амортизации.
Регулируемые тарифы на проезд в городском и пригородном сообщении, как правило, ниже себестоимости, поэтому маршрутные пассажирские перевозки убыточны, и государственные предприятия Псковской области автомобильного транспорта общего пользования не имеют собственных средств на производственное развитие.
Государственными предприятиями Псковской области автомобильного транспорта общего пользования принимаются отдельные меры по сохранению существующего подвижного состава - производится капитальный ремонт кузовов, агрегатов и автобусов в целом. Однако возможности предприятий по своевременному обновлению подвижного состава в муниципальных образованиях области ввиду неоднородности рынка различаются.
Общее техническое состояние объектов инфраструктуры пассажирских перевозок и их техническая вооруженность находится на недостаточно развитом уровне. Это вызвано, прежде всего, отсутствием финансовых возможностей по совершенствованию объектов транспортной инфраструктуры.
Средний возраст зданий транспортного обслуживания населения составляет более 30 лет. Многие здания не имели капитального ремонта со дня их ввода в эксплуатацию. Большое число коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данных объектов, не отвечает современным требованиям безопасности.
В целях эффективного управления транспортным комплексом и повышения безопасности перевозок необходимо внедрение автоматизированной системы управления перевозками с использованием системы ГЛОНАСС. Необходимость оснащения транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС указана в Федеральном законе от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Продолжение развития транспортного сектора экономики в области способом постановки и решения задач силами отдельных отраслевых структур или субъектов рынка в настоящее время неэффективно. Как и в других крупных проектах области, здесь необходим единый подход, достигаемый только при условии решения задач программными методами.
Масштабность и комплексность задач, которые необходимо решить для модернизации отрасли, требуют комплексного планового подхода к их решению с привлечением средств областного бюджета, а также из внебюджетных источников.
Решение основных задач по развитию транспортного сектора: модернизации парка транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, повышения безопасности перевозок пассажиров и противодействия террористическим актам на транспорте, автовокзалах и автостанциях, оснащения транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации и организации диспетчерского пункта для получения и обработки поступающей информации возможно только при условии принятия и реализации областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа).
Без использования программно-целевого метода в сфере оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации:
увеличивается трудоемкость выявления и предотвращения дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций;
увеличивается вероятность совершения террористических актов, противоправных действий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, которые могут повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью людей и материального ущерба;
увеличивается уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
отсутствует объективный контроль со стороны государства и перевозчика за расходованием выделенных ресурсов на использование транспортных средств и оценка правильности их эксплуатации, что приводит к неэффективному и затратному расходованию бюджетных средств;
отсутствует необходимое взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Без использования программно-целевого метода в сфере развития транспортного комплекса:
за счет собственных денежных средств государственных предприятий Псковской области автомобильного транспорта общего пользования невозможна модернизация автомобильного парка и объектов инфраструктуры транспортной отрасли (автовокзалов, автостанций, линейных сооружений, ремонтных баз указанных автотранспортных предприятий);
в отсутствие скоординированных действий различных субъектов транспортного комплекса снижается результативность проводимых мероприятий по повышению безопасности перевозок пассажиров и противодействию актам незаконного вмешательства на транспорте и линейных сооружениях транспортного комплекса.
Вариант решения проблемы транспортного комплекса (модернизации подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры) программно-целевым методом подразумевает формирование системы мер, комплекса мероприятий по организационно-хозяйственному реформированию и модернизации пассажирского транспорта области.
В процессе реализации Программы возможно возникновение следующих рисков:
несвоевременная поставка оборудования;
инфляция, дефицит бюджета;