Разработка и принятие программы направлены на оптимизацию процесса обращения с отходами на территории области, повышение уровня экологической безопасности и эффективности управления потоками отходов производства и потребления (далее - отходы) с учетом их современного состояния и выполнения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Одной из целей Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, что неразрывно связано с улучшением экологической ситуации.
На территории области наблюдается проблема накопления отходов производства и потребления, невозможность их своевременно и эффективно утилизировать, что влечет за собой причинение ущерба окружающей среде. Негативное воздействие отходов выражается в поступлении в природную среду вредных химических и токсичных веществ, которые загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В муниципальных образованиях Псковской области неудовлетворительно решаются вопросы сбора, утилизации и переработки образующихся отходов. За 2010 год не были утилизированы на территории Псковской области собранные 2886,95 т биологических отходов, 9772,5 т шин, 32561 штука ртутьсодержащих ламп, следствием чего является ухудшение санитарно-гигиенического состояния территорий муниципальных образований Псковской области. Большинство свалок заполнены более чем на 70 процентов.
В Псковской области расположено 26 муниципальных образований со статусом муниципального района (24 района) и городского округа (города Псков и Великие Луки) с общей численностью проживающего населения 694 тыс. человек. В соответствии с данными, представленными муниципальными образованиями, планово-регулярным сбором и вывозом твердых бытовых отходов (далее - ТБО) охвачено в среднем 69 процентов населения. Санитарной очисткой от отходов охвачено всего 186 из 8385 населенных пунктов области, причем в 16 муниципальных образованиях Псковской области осуществляется очистка всего от 2 до 5 населенных пунктов, включая административные центры муниципальных районов.
В остальных населенных пунктах отходы не собираются, не свозятся в специально отведенные места, а оседают на несанкционированных свалках или частично уничтожаются (сжигаются, закапываются) населением. Также не учитываются возрастающие потребности области по сбору и утилизации ТБО в период активного туристического сезона.
Ни одно муниципальное образование Псковской области не имеет объектов размещения ТБО (полигонов), построенных и эксплуатируемых без нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Практически все санкционированные свалки области действуют более 30 лет (в г. Пскове - с 1947 года, в Локнянском районе - с 1948 года, в Пустошкинском районе - с 1957 года, в Пушкиногорском районе - с 1960 года и т.д.). В городах Псков, Великие Луки, в Гдовском, Плюсском, Дновском, Островском, Порховском, Опочецком районах заполнение свалок превысило от 100 процентов до 130 процентов.
По состоянию на 2001 год требовалось закрытие 10 свалок, расположенных в Псковском, Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Островском, Плюсском, Порховском, Себежском, Струго-Красненском, Великолукском районах. Из-за отсутствия финансовых средств в местных бюджетах не решаются наиболее сложные в общей проблеме обращения с отходами вопросы организации мест конечного размещения отходов - полигонов (мусороперерабатывающих комплексов), соответствующих всем требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды.
Основные источники образования отходов на территории области - города Псков и Великие Луки (более 50 процентов всех отходов) не могут организовать места конечного размещения ТБО на территории городского округа.
На протяжении многих лет на санкционированных местах размещения отходов не соблюдается технология складирования. Прием отходов осуществляется без учета степени их токсичности, не ведется мониторинг окружающей среды, что влечет за собой загрязнение и захламление территорий, ухудшение состояния земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха.
Ежегодно на всех санкционированных местах размещения ТБО размещается более 200 тыс. тонн отходов. Отсутствие инфраструктуры по переработке приводит к увеличению площадей объектов их размещения. При этом многие виды отходов производства и потребления (порядка 50 процентов) являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов. Вовлечение их в хозяйственный оборот позволит более эффективно решать социально-экономические проблемы области.
В настоящее время на рынке вторичных материалов на 100 процентов востребованы черные металлы, цветные металлы, макулатура, ПЭТФ тара. Также востребованы некоторые пластмассы и полимерная тара, стекло.
Наиболее правильным будет внедрение технологий, при которых образующиеся отходы перед их окончательным захоронением на полигоне будут подвергаться сортировке и вторичной переработке.
Анализ существующей ситуации в области обращения с отходами производства и потребления на территориях муниципальных образований, проведенный Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в июне 2010 года, выявил следующие основные проблемы:
отсутствует законодательство области, регулирующее вопросы обращения с отходами;
отсутствует информационно-справочная система по обращению с отходами;
отсутствуют генеральные схемы очистки территорий муниципальных образований Псковской области;
отсутствует достаточный парк контейнеров и специальной техники для сбора и транспортировки отходов;
отсутствуют полигоны отходов, позволяющие защитить окружающую среду от негативного воздействия;
отсутствуют специализированные мусороперерабатывающие комплексы;
отсутствует организационная и экономическая поддержка инфраструктуры вторичного использования отходов.
Целесообразна организация двух полигонов (мусороперерабатывающих комплексов) для всего региона. По предварительной оценке к северной зоне (г. Псков) могут быть отнесены 14 муниципальных образований. К южной зоне (г. Великие Луки) - 12 муниципальных образований. Создание мусороперегрузочных станций позволит осуществлять доставку отходов с территорий других районов области на полигоны.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все полномочия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Однако необходимость ускоренного создания эффективно работающей системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях Псковской области, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
носят комплексный характер и требуют решения различных задач правового, финансового, информационного, организационного направлений, затрагивающих интересы различных групп населения;
требуют реализации соответствующего комплекса мероприятий на территориях всех муниципальных образований Псковской области, которые окажут существенное положительное влияние на охрану окружающей среды и охрану здоровья населения, общее экономическое развитие производства по переработке и вторичному использованию отходов;
носят межотраслевой и межведомственный характер с учетом содержания перечня задач, требующих консолидации и координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления Псковской области, коммерческих организаций;
носят длительный характер по осуществлению комплекса мероприятий на территориях муниципальных образований Псковской области, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиции достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов до 2015 года включительно.