Действующий

О внесении изменения в областную долгосрочную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2006-2012 годы"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Проблема аварийности на автомобильном транспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с не соответствующей потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении дорожно-транспортной инфраструктурой, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, низкой дисциплиной участников дорожного движения.

За последние 10 лет в России совершено около двух миллионов дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло более 350 тыс. человек, и более двух миллионов человек получили телесные повреждения.

Низкий уровень безопасности дорожного движения оказывает заметное влияние на внутреннюю составляющую национальной безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы, является фактором, оказывающим негативное воздействие на обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации, и фактически представляет собой государственную общенациональную проблему.

Ежегодно на улично-дорожной сети Псковской области совершается более тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибает более двухсот человек и получают ранения различной степени тяжести свыше полутора тысяч человек.

Большинство пострадавших в результате ДТП - люди в возрасте от 16 до 40 лет. Жертвами каждого восьмого дорожно-транспортного происшествия являются дети и подростки в возрасте до шестнадцати лет.

В 2005 году - 280,4 пострадавших на 100 тыс. населения, в то время как по Российской Федерации этот показатель составил 215,2.

Индекс безопасности дорожного движения составил 33,1 ДТП на 10 тысяч транспортных средств (по Российской Федерации - 26,0).

Тяжесть последствий ДТП в 2005 году в Псковской области составила 11,3% при среднем показателе 12,1%.

Помимо невосполнимых социальных потерь дорожно-транспортные происшествия наносят экономике области и страны в целом огромный ущерб. По расчетам специалистов общая сумма ежегодного ущерба для Псковской области только от гибели людей может быть оценена в сумму более 340 млн. рублей.

Уровень аварийности на улично-дорожной сети напрямую связан с организацией дорожного движения, т.е. комплексом инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение оптимальной скорости движения транспортных средств, безопасности и удобства для всех участников движения, обеспечение необходимой пропускной способности дорог и улиц. Недостаточное финансирование мероприятий по организации дорожного движения не позволяет эффективно оказывать влияние на снижение уровня аварийности на улично-дорожной сети Псковской области.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России и Псковской области являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связано с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В каждом восьмом происшествии виноват водитель, находящийся в состоянии опьянения. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имеет права на управление транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13% дорожно-транспортных происшествий. Аварийность увеличивается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% происшествий, совершаемых по вине водителей. Две трети всех происшествий из-за нарушений Правил дорожного движения совершается водителями легковых автомобилей.

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60 - 100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей. В организации и проведении профилактической работы по безопасности дорожного движения отмечается пассивность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, образовательных учреждений, населения в совокупности с недостаточностью требовательности со стороны контрольно-надзорных органов.

В связи с этим факторами неблагополучной обстановки с безопасностью движения на дорогах области являются:

неудовлетворительная профилактика и воспитательная работа среди участников движения (водитель, велосипедист, пешеход);

низкий уровень подготовки и квалификации водителей, их недисциплинированность в части соблюдения Правил дорожного движения, а также недисциплинированность велосипедистов и пешеходов, в том числе детей и их родителей;

несоответствие состояния улиц и дорог уровню интенсивности и их содержанию в состоянии, обеспечивающем безопасность движения;

невыполнение владельцами автотранспорта Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части организации и проведения предрейсового медицинского освидетельствования водителей и ежедневного контроля за техническим состоянием автотранспорта;

отсутствие эффективной комплексной системы связи и контроля, также приводящей к несвоевременному обнаружению ДТП;

недостаточное сервисное обслуживание автоперевозчиков, особенно на автодорогах;

несвоевременное оказание медицинской помощи пострадавшим и их эвакуация с мест ДТП.

Решение проблемы неблагополучной обстановки в области обеспечения безопасности дорожного движения программно-целевым методом позволит снизить уровень аварийности, сократить людские и материальные потери от последствий ДТП.