Современное состояние транспортной системы области явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития.
Целью Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (далее - Стратегия) определена модернизация экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий с учетом влияния "фактора границы".
Одной из проблем региона, обозначенной в Стратегии, является существование транспортной отрасли области как базового сектора экономики на устаревшей производственно-технологической платформе.
В то же время транспортно-логистический комплекс области определен как обладающий наибольшим потенциалом роста.
В Псковской области сохранился уникальный даже в рамках Российской Федерации единый транспортный комплекс, включающий в себя 10 государственных автотранспортных предприятий, которые перевозят в год более 106 млн. пассажиров, и 29 линейных сооружений пассажирского автотранспорта (автовокзалы, автостанции, автопавильоны). Общий пассажирооборот в области составляет более 618 млн. пассажиро-километров.
С 1991 по 2010 год сводный автобусный парк автопредприятий общего пользования с 968 единиц сократился до 650 (на 49%). Средний возраст автобусов в настоящее время составляет 11,4 года. Из 353 автобусов, задействованных на пригородных и междугородных сельских маршрутах, самортизировано 155 (44%).
Парк междугородных автобусов марки Икарус 250, 256 и ЛАЗ 697, 699 полностью самортизирован. 86 единиц имеют средний пробег с начала эксплуатации свыше 1,5 млн. км, что почти в 3 раза превышает нормативный пробег до полной амортизации.
Регулируемые тарифы на проезд в городском и пригородном сообщении, как правило, ниже себестоимости, поэтому маршрутные пассажирские перевозки убыточны, и автотранспортные предприятия не имеют собственных средств на производственное развитие.
Автотранспортными предприятиями принимаются отдельные меры по сохранению существующего подвижного состава - производится капитальный ремонт кузовов, агрегатов и автобусов в целом. Однако возможности предприятий по своевременному обновлению подвижного состава в муниципальных образованиях области ввиду неоднородности рынка различаются.
Общее техническое состояние объектов инфраструктуры пассажирских перевозок и их техническая вооруженность находится на недостаточно развитом уровне. Это вызвано, прежде всего, отсутствием финансовых возможностей по совершенствованию объектов транспортной инфраструктуры.
Средний возраст зданий линейных сооружений составляет более 30 лет. Многие здания не имели капитального ремонта со дня их ввода в эксплуатацию. Одним из таких объектов является автовокзал Псков, отметивший в 2009 году свое 50-летие. Большое число коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данных объектов, не отвечает современным требованиям безопасности.
В целях эффективного управления транспортным комплексом и повышения безопасности перевозок необходимо внедрение автоматизированной системы управления перевозками с использованием системы ГЛОНАСС. Необходимость оснащения транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС указана в Федеральном законе от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Таким образом, социально-экономическое развитие области должно предусматривать реализацию целого ряда проектов по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры с применением инновационных, в том числе спутниковых навигационных технологий в сфере управления перевозками.