В 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики является повышение качества жизни граждан России и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.
В Псковской области количество инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет около 64,5 тыс. человек, из которых более 2 тыс. детей-инвалидов.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. В настоящее время в области доля доступных для инвалидов и иных маломобильных групп населения социально значимых объектов инфраструктуры из общего количества таких объектов составляет 17 процентов.
Основой для определения целей и задач программы является Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.
Повышение уровня жизни всех групп населения Псковской области невозможно без увеличения объема и доступности социальной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Доступность среды должна распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные службы.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Положительный эффект от устранения барьеров (архитектурных, информационных, в сферах образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, для пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей-инвалидов.
Таким образом, создание условий для улучшения качества жизни лиц с особыми потребностями путем формирования для них на уровне области доступной среды жизнедеятельности соответствует основным целям и задачам социально-экономического развития Псковской области.
При разработке программы рассматривались два варианта решения проблемы обеспечения доступной среды: без принятия программы и с принятием программы.
Целесообразность решения проблем обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
1. Масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. В ее решении заинтересованы не только инвалиды, но и другие маломобильные группы населения, то есть практически четвертая часть населения Псковской области. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной и иных инфраструктур, жилого фонда, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности.
2. Инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических, научно-технических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды жизнедеятельности, повышения эффективности реабилитационных услуг.
3. Комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера, затрагивающих права различных групп собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий.
4. Межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, общественных объединений.
5. Длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль за ходом и результатами реализации программных мероприятий и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов и осуществления корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.
Таким образом, учитывая масштабность и комплексный характер проблемы обеспечения доступной среды, программа с использованием программно-целевого метода обеспечит комплексную реализацию мероприятий и их увязку по задачам, ресурсам и срокам.
Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы, является рост инфляции выше прогнозного уровня.