Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" (с изменениями на 31 декабря 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Рыбное хозяйство представляет собой важную, самостоятельную отрасль агропромышленного комплекса, развитие которого рассматривается как приоритетное в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

Рыболовство в Псковской области сосредоточено в основном на Псковско-Чудском водоеме.

По данным официальной промысловой статистики на 01 января 2011 г. вылов рыбы в Псковско-Чудском озере в территориальных водах России составил 2702,6 т (в том числе в Псковском озере 653,1 т и в Чудском - 2031,9 т). По сравнению с предшествующим годом наметилось некоторое увеличение объема уловов, но все же вылов рыбы находится на низком уровне. Уловы Российской Федерации в Псковском, Чудском и Теплом озерах в 2009 г. были самыми низкими за последние 10 лет. В то же время, в 2010 г. вылов Эстонии, где рыбное хозяйство получает существенную поддержку Евросоюза, составил только на Чудском и Теплом озерах 2461,1 т (более 80 % национальной квоты). Освоение промышленной квоты российскими пользователями за 2010 год составило всего 62,6 %.

Современная промысловая база рыбодобывающих предприятий включает рыбопромысловые суда с мощностью двигателя менее 55 кВт и маломерные суда, орудия лова - сети, заколы, неводы, механизированные мутники, снетковые ризцы. Все используемые в настоящее время орудия лова и суда устарели.

В Псковско-Чудском озере на промысле действуют предприятия малого и среднего бизнеса, у которых имеются все основные проблемы, характерные для предприятий этого типа в других отраслях экономики (трудность доступа к кредитным ресурсам; дороговизна материально-технических средств; отток квалифицированных кадров из рыбохозяйственной сферы).

Дефицит оборотных средств, а также средств для обновления устаревших высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и орудий лова, также является проблемой, сдерживающей развитие рыболовства. Требует модернизации и оборудование рыбоперерабатывающих предприятий.

Отдельной проблемой является слабая оборудованность рыбоприемных пунктов, отсутствие возможности сортировать, упаковывать в тару, а также замораживать улов непосредственно на месте выгрузки, что приводит к большим потерям при транспортировке рыбы. Выбраковка составляет от 25 - 30%. Для того, чтобы снизить эти потери и обеспечить водным биоресурсам сохранение товарного вида необходимо строительство современных пунктов приема уловов.

В таких условиях наблюдается отток кадров из отрасли, особенно молодежи. Общий уровень квалификации рыбаков снижается, отрасль вырабатывает оставшийся от предыдущих лет кадровый потенциал.

Таким образом, в течение последних лет в рыбохозяйственном комплексе Псковской области сформировался ряд проблем, решение которых затруднено без привлечения программно-целевого метода. К ним относятся:

низкое освоение национальной квоты Российской Федерации;

дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и орудий лова, оборудования рыбоперерабатывающих предприятий;

слабая оборудованность рыбоприемных пунктов, отсутствие возможности сортировать, упаковывать в тару, а также замораживать улов непосредственно на месте выгрузки, что приводит к большим потерям при транспортировке водных биоресурсов;

отсутствие центра с холодильными мощностями с возможностью для промысловых организаций аренды помещения для хранения уловов и их продажи.

Потребность в изменении ситуации с учетом ограниченности в финансовых затратах и необходимость реализации комплекса мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, предполагает использование программно-целевого метода решения проблемы.

Разработка программы соответствует тенденциям перехода к преимущественно программно-целевому бюджетному планированию. Реализация программно-целевых подходов к развитию рыбохозяйственного комплекса рекомендована Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2003 г. N 1265-р. Также в настоящее время действует федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606.