Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах"

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является развитие лесопромышленного комплекса, сырьевой базой для которого являются лесные ресурсы.

Леса, являясь одним из немногих возобновляемых природных ресурсов и основой экологического каркаса территории, нуждаются в обеспечении грамотного и рационального управления и неистощительного использования.

Средообразующие и экологические функции леса в сочетании с высоким ресурсным потенциалом, обусловленным возможностью заготовки древесины, пищевых и иных ресурсов леса, обеспечивают необходимые условия комфортного проживания человека в условиях природной среды Псковской области.

Рост доходов бюджетов, обеспечение занятости и удовлетворение потребностей местного населения в продукции лесов возможны только при обеспечении сохранности ресурсов леса и восстановления погибших от лесных пожаров лесов (на гарях).

Учитывая потребности населения и хозяйственного комплекса области в лесных ресурсах, многообразие этих ресурсов, охрана лесов от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, сокращение площадей, пройденных пожарами, и своевременное восстановление гарей являются одними из важнейших государственных задач.

Обеспечение охраны лесов от пожаров на землях лесного фонда Псковской области осуществляется в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Псковской области согласно статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Снижение рисков возникновения лесных пожаров и ущерба от них является одной из основных задач в области управления лесами, реализуемых на уровне субъектов Российской Федерации, и в настоящее время стало приоритетной задачей субъектов Российской Федерации.

Наряду с нанесением экологического ущерба лесные пожары являются чрезвычайными ситуациями, способными создать риски утраты здоровья и гибели населения, а также повреждения и уничтожения имущества юридических и физических лиц и объектов экономики.

Таким образом, обеспечение охраны лесов от пожаров наряду с обеспечением решения экономических задач является еще и важным фактором обеспечения безопасности и здоровья населения области.

Серьезнейшей проблемой в реализации полного комплекса противопожарных мероприятий в лесу является многолетнее недофинансирование этих видов работ, поэтому требуется разработка отдельной системы мероприятий, позволяющих реализовать приоритетные направления по охране лесов от пожаров и противопожарному обустройству.

Леса Псковской области характеризуются на 53 % очень высокой, высокой и средней степенями пожарной опасности. Это обуславливается значительным объемом в них хвойных древостоев (41,1%). Пожарную опасность лесов значительно повышают искусственно созданные леса (лесные культуры), площадь которых составляет 9,2% от общей площади покрытых лесом земель.

Площадь заболоченных лесных земель в Псковской области составляет 229,2 тыс. га (9,7%), из них 149,0 тыс. га пройдено лесной мелиорацией. В засушливые годы болота, расположенные в лесном фонде, пересыхают, что способствует возникновению на них лесоторфяных пожаров, тушение которых сопряжено с большими трудностями.

Выполнение в условиях Псковской области мероприятий по охране лесов (в т.ч. осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) осложняется разбросанностью участков лесного фонда, их заболоченностью, удаленностью от дорог общего пользования.

Анализ лесопожарной обстановки в Псковской области на протяжении ряда лет показывает, что основной причиной возникновения пожаров является антропогенный фактор, при этом следует отметить тенденции возникновения лесных пожаров под влиянием погодных условий.

Кроме того, существуют циклические колебания горимости лесов, требующие дополнительной мобилизации лесопожарных систем.

Лесные пожары губительно действуют на все живое в лесу, ухудшают условия среды для возобновления хозяйственно-ценных пород, вносят существенные изменения в численность и состав фауны и флоры.

За предшествующие 5 лет (с 2006 года) по настоящее время произошло 1879 лесных пожаров, общая площадь лесов, пройденная лесными пожарами, составила 6744 га, сумма причиненного ущерба - 225758,2 тыс. рублей.

Разработка и принятие областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах" (далее - Программа) направлены на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации одним из переданных полномочий является охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров. Эффективное обеспечение мер пожарной безопасности в лесах области с учетом реального состояния материально-технической базы возможно при наличии специализированных учреждений, укомплектованных и оснащенных надлежащим образом.

Анализ существующей в области ситуации по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах выявил следующие основные проблемы:

Проблема технического обеспечения:

срок эксплуатации техники, приспособленной для тушения лесных пожаров, в среднем составляет 20 и более лет.

Экономические проблемы:

недостаточное финансирование работ по организации обнаружения лесных пожаров;

отсутствие финансирования на приобретение техники и оборудования, предназначенных для тушения лесных пожаров;

недостаточный уровень привлечения инвестиций из различных источников в данную сферу деятельности.

Нормативно-правовые проблемы:

в настоящее время органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по тушению лесных пожаров в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Разработка и принятие областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на 2011-2015 годы" позволит в соответствии со статьей 53_8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" создать специализированное автономное учреждение, подведомственное органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.