За последние годы в системе здравоохранения активно развиваются компьютерные технологии. Электронные способы предоставления, обработки и передачи информации все в большей степени заменяют традиционные. Информационные технологии становятся важнейшим инструментом обеспечения устойчивого финансирования здравоохранения и реализации государственных заданий оказания населению бесплатной медицинской помощи, способствуют повышению качества лечения.
В систему здравоохранения Псковской области входят государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, региональные и муниципальные органы управления здравоохранением, аптечные учреждения, страховая медицинская организация, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и другие организации. Практически каждый объект нуждается в информатизации бизнес-процессов и оснащении дополнительным компьютерным оборудованием.
В настоящее время в системе здравоохранения Псковской области отсутствует информационная инфраструктура, базирующаяся на современных технологиях. Не сформирована единая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации.
Методические рекомендации по информатизации здравоохранения и обязательного медицинского страхования требуют перейти к созданию автоматизированных рабочих мест для практикующих врачей и среднего медицинского персонала, параклинических служб (лабораторной, рентгенологической, отделений функциональной диагностики и т.д.), автоматизации всех процессов учета медицинских услуг и далее к созданию интегрированной системы здравоохранения, обеспечивающей возможность непрерывной автоматизированной обработки информации и принятия взвешенных управленческих решений.
Отсутствие единого централизованного управления субъектами информационной системы приводит к перегрузке лечебно-профилактических учреждений работой по подготовке многочисленной учетно-отчетной документации, которая предоставляется ими в разные инстанции, к разобщенности и дублированию работ по информатизации, нерациональному расходованию средств. Таким образом, процесс систематизации данных, упорядочения их хранения, обработки, все процедуры получения информации по запросам и предоставления результатов пользователям должны быть сконцентрированы в едином вычислительном центре.
Необходимо решение вопросов, связанных с выравниванием технических возможностей лечебно-профилактических учреждений областного и муниципального подчинения, укомплектованностью их информационных служб квалифицированными кадрами и обучением пользователей компьютерных систем. Требуют дальнейшего развития вопросы защиты персонифицированной информации, хранящейся или передающейся в электронной форме. Одной из актуальных задач на сегодняшний день является приобретение не только оборудования и оргтехники, но и лицензионного программного обеспечения для защиты персональной информации.
Все это диктует необходимость разработки региональной политики, направленной на создание единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие медицинских учреждений, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Проблемами информатизации системы здравоохранения области являются:
замедление темпа оснащения учреждений здравоохранения области средствами вычислительной техники. Если за 2007-2008 годы количество компьютеров в учреждениях здравоохранения области увеличилось в 1,5 раза, то за 2009 год - на 5%;
применение информационных систем, которые частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают различные форматы данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных переработок;
отсутствие единой инфраструктуры сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации, возможности соотнесения, сопоставления и анализа данных из различных информационных систем для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии системы здравоохранения области;
отсутствие единой нормативной правовой, организационной и методической базы функционирования и использования информационных систем.
В начале 2008 года руководством Администрации области совместно с Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации была предпринята попытка перейти от "лоскутной" информатизации к комплексной информатизации ЛПУ. Была приобретена комплексная медицинская информационная система (далее - КМИС), разработанная в Карелии. Согласно техническому заданию она должна была решать полный спектр задач для любого медицинского учреждения, начиная от электронных историй болезни и амбулаторных карт, сбора и обработки всей статистической информации, системы питания, заканчивая формированием реестра пролеченных больных для расчета со страховыми компаниями.
В течение 2008-2009 годов был реализован "пилотный" проект, охватывающий три основных типа ЛПУ области.
Однако работа КМИС в пяти ЛПУ показала, что в настоящее время система не соответствует современным требованиям и дальнейшее ее использование нецелесообразно.
Парк существующей компьютерной техники в большинстве учреждений здравоохранения недостаточно развит и морально устарел. В среднем в учреждении от 10 до 20 компьютеров. Компьютерная техника в основном используется для автоматизации работы бухгалтерии, в работе администрации и организационно-методического отдела ЛПУ для работы с программой формирования реестра пролеченных больных на оплату и выписки льготных рецептов по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
В учреждениях здравоохранения, кроме учреждений предыдущего проекта региональной информатизации здравоохранения, отсутствуют локальные сети.
Все учреждения здравоохранения Псковской области имеют узкий канал подключения к сети Интернет (256-512Kbit/s), что недостаточно для работы с вэб - приложениями, которые планируется использовать для информатизации здравоохранения области. Планируется установка безлимитного канала Интернет на скорости 2Mbit\s для всех учреждений здравоохранения. Офисы врачей общей практики и удаленно расположенные филиалы и отделения будут подключены на скорости 1Mbit/s. Для подключения регионального центра обработки данных (далее - ЦОД), планируется использовать основной канал на скорости 50 Mbit/s и резервный на скорости 30Mbit/s. Характеристики каналов связи ЛПУ приведены в таблице N 1.
Таким образом, основными принципами построения системы информатизации здравоохранения Псковской области в настоящее время являются:
1. Приобретение региональной медицинской информационной системы, построенной на веб-технологиях. Развертывание регионального ЦОДа в областном центре в здании ГУ "Детская областная больница". При укомплектовании ЦОДа планируется использовать серверное оборудование, приобретенное в ходе предыдущего регионального проекта информатизации здравоохранения Псковской области. Медицинская информационная система развертывается на текущей инфраструктуре и используется централизовано.
2. Единая сеть передачи данных, охватывающая всех участников информационного обмена и осуществляющая доступ к системе.
3. Возможность использования свободного системного программного обеспечения на рабочих местах.
4. Региональная медицинская информационная система, которая обеспечивает функциональные возможности для решения задач:
персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты;
запись к врачу в электронном виде;
обмен телемедицинскими данными, система электронного документооборота;
ведение единого регистра медицинских работников;
ведение регистра медицинской техники и оборудования;