Действующий

Об утверждении региональной программы "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2017 годы" (с изменениями на 21 марта 2017 года)

     
7.1. Приоритет N 1. Развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление сети и развитие общеврачебных практик


Анализ деятельности учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, показал, что в системе выявления заболеваний населения области имеются недоработки - при общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже показателя Российской Федерации, что свидетельствует о недостаточном качестве работы первичного звена здравоохранения, необходимости усиления дополнительной диспансеризации в части профилактической направленности.

В 2011-2012 гг. планируется:

стабилизировать объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях на уровне 9,9 посещения на 1 жителя области;

увеличить долю посещений населения с профилактической целью по всем видам - периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения и проведение дополнительной диспансеризации, до 30%;

улучшение работы участковой службы с учетом ведения Паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг";

рост патронажных посещений до 15%;

рост активных посещений до 20%;

развитие стационарозамещающих организационных форм;

внедрение новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

распространение выездных форм работы областных учреждений;

организация неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Планируемые объемы медицинской помощи на одного жителя определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. В связи с недостаточностью кадрового потенциала, показатель стабилизирован на уровне 9,5 на 1 жителя в год. По мере привлечения кадров с 2012 г. планируется рост показателя до 9,9.

За последние 5 лет в амбулаторно-поликлинических учреждениях области успешно развиваются стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи. В 2010 году число койко-мест в дневном стационаре при поликлиниках увеличилось и составило 350 койко-мест. В 20 дневных стационарах пролечено 10832 пациента. Развитие дневных стационаров и приближение их к населению позволяет уменьшить потоки госпитализации на койки круглосуточного стационара и повысить эффективность их работы.

Показатель объема оказываемой помощи в условиях дневных стационаров на 1 жителя на уровне 0,5 является для области оптимальным. Рост показателя к 2012 году панируется на уровне 0,597.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен лечебными учреждениями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: участковую терапевтическую службу, врачей специалистов, кабинет (отделение) профилактики, имеющий в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрокардиографию, школы здоровья, лабораторную диагностику и центры здоровья. Состав узких специалистов будет определен в соответствии со структурой заболеваемости и населением, прикрепленным к данным ЛПУ. В учреждениях третьего уровня развиваются стационарозамещающие технологии, создаются пункты неотложной помощи.

Второй уровень представлен межрайонными больницами, отдельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. На этом уровне будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, широкий спектр диагностических процедур.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу, активизировать деятельность центров здоровья.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

В целях оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи населению будут развернуты пункты неотложной помощи (ПНМП) в поликлиниках г. Пскова, г. Великие Луки, в межмуниципальных больницах области, что повысит доступность и удовлетворенность амбулаторно-поликлинической помощью населения, позволит снизить объемы дорогостоящей скорой помощи.

Указанные мероприятия позволят обеспечить не только рост объемов амбулаторно-поликлинической помощи, но и повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, что увеличит показатели общей заболеваемости, в том числе социально-значимыми заболеваниями. В свою очередь, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая смертность в трудоспособном возрасте.

Таким образом, представленная модель обеспечивает повышение доступности и качества медицинской помощи населению Псковской области. Регион в процессе реализации Программы выйдет на целевые индикаторы здоровья, качества жизни и общей смертности.

Совершенствование оказания медицинской помощи сельскому населению  

              

Сельское население области составляет 221,6 тыс. человек, что составляет более 30% населения области. Для сельского населения типичен хуторной тип расселения. На начало 2010 г. в области функционирует 398 фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских медицинских пунктов. Учитывая ежегодную убыль сельского населения, а также в связи с превышением нормативного числа ФАПов в течение 2011 года предполагается закрытие 18 фельдшерско-акушерских пунктов с обслуживанием населения до 70 человек, число ФАПов сократится с 398 до 380. В течение 2012 года произойдет закрытие 10 ФАПов с обслуживанием населения до 70 человек. К концу 2012 года количество ФАПов составит 370 единиц. Дальнейшее сокращение сети фельдшерско-акушерских пунктов ухудшит доступность медицинской помощи сельскому населению, в составе которого преобладает пожилое население. Задача повышения эффективности работы фельдшера ФАПа в условиях дефицита врачебных кадров на селе будет решаться путем включения фельдшеров в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования с сокращением чрезмерной нагрузки на врачебный персонал, а также передачи средним медицинским работникам неврачебных функций и разделения ответственности за состояние здоровья прикрепленного населения. С 2012 года планируется включение всех ФАПов в реализацию программы ОМС. В дальнейшем роль ФАПов в организации медицинского обслуживания населения будет усилена.

     
     Население, обслуживаемое фельдшерско-акушерскими пунктами, - 157711 человек или 71,5% сельского населения. В зону обслуживания входит 4536 населенных пунктов, в среднем в каждом из них проживает 27 человек. Среднее число прикрепленного населения - 307 человек на 1 ФАП, среднее количество обслуживаемых населенных пунктов - более двух, радиус обслуживания - до 20 км. Часть фельдшерско-акушерских пунктов располагается в малонаселенных территориях с затрудненной транспортной доступностью (на островах). Учитывая территориально-географическое расположение области (близкое расположение и соседство с Санкт-Петербургом, Москвой, севером европейской части России), ежегодную сезонную миграцию населения в область в период с апреля по октябрь, численность обслуживаемого населения увеличивается в среднем на 15 %, что составляло в 2007 году 98 тыс. человек, в 2010 году - 103 тыс. человек.

     Фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных сельских районах являются основным звеном, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. В соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи на медицинских работников ФАПов возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально-значимых заболеваний, по выполнению рекомендаций врачей и по осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы. В рамках Программы предполагается оптимизировать деятельность ФАПов, в том числе в малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 с одновременным развитием выездных методов работы (врачебные бригады) по графикам.