Действующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 5 декабря 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. N АЖ-П12-8307 и направлена на повышение социальной защищенности и качества жизни пожилых людей.

В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений в среднесрочной и краткосрочной перспективе является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и граждан пожилого возраста.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в области является высокая численность лиц пожилого возраста, которая в настоящее время превышает общероссийский показатель и составляет более 25% от общей численности населения области. Свыше 208 тысяч жителей области, достигнув установленного пенсионного возраста, принадлежат к старшему поколению. По прогнозам, высокая доля лиц пожилого возраста в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится. Наибольшее количество граждан пожилого возраста по удельному весу в половозрастной структуре приходится на жителей сельской местности, обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами.

В силу возрастных особенностей многие пожилые люди с трудом адаптируются в изменяющихся социально-экономических условиях, чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность.

Отмечается снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан области. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения, также у них ограничены возможности для полноценного участия в общественной жизни, в связи с чем пожилым гражданам требуется помощь, учитывающая значительную дифференциацию, многообразие потребностей и запросов граждан данной категории.

С этой целью в области функционируют государственные учреждения социального обслуживания стационарного и нестационарного типа.

Сеть стационарных учреждений, в которых проживают, находясь на полном социальном обслуживании, более 2,5 тысяч пожилых граждан, представлена 28 домами-интернатами общего типа, 2 специальными интернатами для одиноких престарелых, 9 психоневрологическими интернатами, 3 учреждениями для лиц без определенного места жительства.

Анализ состояния имеющейся на сегодняшний день материально-технической базы государственных учреждений стационарного социального обслуживания Псковской области на предмет их удаленности от районных центров, соответствия нормам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, а также наличие свободных мест в домах-интернатах общего типа говорит о необходимости реорганизации и оптимизации действующей сети государственных учреждений социального обслуживания Псковской области.

С целью оптимизации сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания области, защиты прав граждан, нуждающихся в стационарной социальной помощи, улучшения условий их проживания, рационального использования денежных средств, а также приведения правового положения государственных учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в период до 2020 года планируется ликвидация малокомплектных домов-интернатов для престарелых и инвалидов и создание новых домов-интернатов общего типа, которые будут соответствовать нормам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям и расположены в непосредственной близости к пожарным частям районов области.

Вместе с тем, остается острой проблема технического состояния зданий стационарных учреждений социального обслуживания, необходимость укрепления материально-технической базы данных учреждений. Значительную поддержку в данном направлении в рамках реализации своих социальных программ оказывает Пенсионный фонд Российской Федерации. В 2010 году за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации был проведен капитальный ремонт в Опочецком доме-интернате для инвалидов и престарелых и Первомайском психоневрологическом интернате на сумму 3616 тыс. руб., финансирование из областного бюджета составило 7600 тыс. руб.

За период реализации программы за счет средств областного бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации планируется провести капитальный ремонт в 21 стационарном учреждении интернатного типа, что позволит повысить качество проживания пожилых граждан в данных учреждениях.

С целью создания новой модели учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов повышенной комфортности планируется строительство в Псковской области государственного автономного учреждения "Социальный городок", являющегося альтернативой существующим домам-интернатам для граждан пожилого возраста и инвалидов, что создаст условия для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, новых условий финансирования деятельности учреждения. Создание данной модели учреждения обеспечит максимальный комфорт и улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, квалифицированный уход за ними, повышение социального статуса личности, позволит приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной домашней обстановки.

Предоставление социальных услуг в нестационарных условиях осуществляют 26 государственных учреждений - центров социального обслуживания, расположенных в каждом муниципальном образовании. Одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, центрами оказывается социально-бытовая помощь на дому, такую повседневную помощь в настоящее время получают около 7 тысяч граждан пожилого возраста.

В связи с недоступностью основных социально-значимых объектов для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности. В связи с этим для улучшения качества социального обслуживания населения области, повышения доступности социальных услуг гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах, а также для оказания помощи экстренного характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе центров социального обслуживания с 2009 года поэтапно введена служба участковых социальных работников, осуществляющих прием граждан непосредственно по месту жительства.

Участковым социальным работником проводится консультирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки, осуществляется прием документов, а также возложена функция социального патронажа семей и граждан, нуждающихся в помощи.

В настоящее время активно развиваются и внедряются в практику работы нестационарных учреждений социального обслуживания наиболее эффективные технологии и методы работы в надомных условиях с гражданами пожилого возраста, в том числе создание службы сиделок, патронажная служба, специализированная система оказания услуг экстренной социально-медицинской помощи гражданам "тревожная кнопка", формирование мобильных социально-медицинских бригад.

Помимо социально-экономических трудностей, испытываемых многими пожилыми гражданами в современном обществе, они испытывают также проблемы психологического характера, типичные для старшего поколения в целом. В целях поддержания заинтересованности пожилых людей в социально-экономическом и культурном развитии области требуется дальнейшее решение проблем их социальной адаптации и творческой реализации.

В данном направлении программно-целевым методом могут быть сформулированы государственные обязательства в отношении людей старшего поколения области по повышению уровня и качества их жизни путем развития социального партнерства в сотрудничестве органов исполнительной власти с различными организациями по предоставлению пожилым людям защиты, помощи и услуг.

Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.

В связи с этим важным направлением деятельности по формированию социальной активности пожилых граждан является осуществление мер, направленных на совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей.

В настоящее время все большее количество пожилых людей проявляет интерес к социальным процессам и культурной жизни, выражают готовность передавать свой жизненный опыт молодым. Учитывая данные тенденции, в рамках настоящей программы предусмотрены мероприятия, направленные на развитие наставничества в профессиональной сфере, создание возможности передавать накопленный опыт и навыки молодому трудовому поколению.

Кроме того, в рамках программы запланированы мероприятия по развитию социального туризма, обеспечивающего реализацию конституционных прав пожилых людей в лечении и оздоровлении, рекреации, благоприятной окружающей среде, в повышении культурного уровня, в посещении значимых историко-культурных и природных местностей.

На формирование активного жизненного потенциала и укрепление здоровья граждан старшего поколения направлены программные мероприятия по развитию коммуникативных связей пенсионеров, их участие в образовательных программах в рамках проекта "Университет третьего поколения", а также предусматривающие вовлечение пожилых граждан в оздоровительные физкультурно-массовые мероприятия.

Таким образом, острота проблем пожилых граждан, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, требует их решения с учетом всех сторон жизнедеятельности пожилых людей, целенаправленных действий на основе программно-целевого подхода.

Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:

комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволят учесть многие аспекты проблем пожилых людей;

межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, общественных объединений;