Решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления может осуществляться двумя вариантами, качественно отличающимися друг от друга.
1. Инерционный вариант (без принятия программы).
Первый вариант предусматривает решение экологических проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления, на уровне муниципальных образований области отдельно. Предполагается реализация разрозненных проектов и мероприятий в области обращения с отходами на территории области, в том числе по строительству полигонов для их размещения в каждом муниципальном районе. В этом случае затраты бюджетных средств будут значительны, а привлечение инвестиций будет затруднено ввиду низкой экономической привлекательности.
Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и отсутствие государственной поддержки не обеспечат решение поставленных задач. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
2. Вариант интенсивного развития (с принятием программы).
Более целесообразным представляется централизованное комплексное решение проблем с применением управленческого и административного ресурса, которое становится возможным при использовании программного метода.
Использование программного метода позволит последовательно осуществлять меры по комплексному решению проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления на территории Псковской области.
Реализация поставленных в программе целей и задач обеспечит решение существующих проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории области. Применение программно-целевого метода позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств, привлечения инвестиций из внебюджетных источников и снижения затрат органов местного самоуправления Псковской области на строительство полигонов.
Реализация программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Псковской области и обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду.
При использовании программно-целевого метода возможны риски, связанные:
с недостатками в управлении программой (недостаточная координация действий субъектов управления, незначительная эффективность использования средств);
с изменением законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования программы.
Внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостатков в достижении намеченных целевых показателей.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска.