4.1. Здравоохранение и укрепление здоровья населения
Состояние системы здравоохранения и качество оказываемых медицинских услуг напрямую влияют на важнейший демографический процесс - смертность населения и результируются в интегральном показателе - продолжительность жизни.
Общий коэффициент смертности в 2008 г. составил в Псковской области 21,7‰. Это значительно выше, чем по Северо-Западному федеральному округу - 15,7‰ и по Российской Федерации в целом - 14,6‰.
Повышенная смертность вызвана заболеваниями, которые при ранней профилактике и квалифицированном лечении могут быть вылечены или переведены в состояние, не представляющее непосредственной угрозы жизни.
Проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, распространение здорового образа жизни позволят значительно увеличить период здоровой и полноценной жизни человека, отодвинув срок появления большинства эндогенных заболеваний.
Таким образом, одно из важнейших мест в рамках Стратегии занимают мероприятия, связанные со здравоохранением и укреплением здоровья населения.
Мероприятия и проекты
Комплексный подход к решению названных проблем предполагает работу по трем направлениям:
1. Профилактика заболеваемости, то есть мероприятия по снижению уровня заболеваемости и смертности населения за счет профилактики наиболее распространенных заболеваний, в том числе инфекционных и социально-обусловленных, включает в себя следующие комплексные программы:
1.1. профилактика распространенных заболеваний;
1.2. профилактика заболеваемости отдельных групп населения;
1.3. реализация областной долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы".
2. Достаточность и качество медицинских услуг, то есть мероприятия, обеспечивающие распространение услуг системы здравоохранения для жителей Псковской области на протяжении жизни человека: от рождения (услуги родовспоможения и выхаживания) до старости (специализированные медицинские учреждения (услуги) для пожилых людей), а именно:
2.1. создание областной системы лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
2.2. сокращение уровня смертности граждан от онкологических заболеваний;
2.3. сокращение уровня заболеваемости от туберкулеза;
2.4. снижение младенческой и материнской смертности;
2.5. сокращение уровня смертности граждан от дорожно-транспортных происшествий.
3. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия, т. е. проведение комплекса реабилитационных и оздоровительных мероприятий для различных групп населения (в т. ч. предупреждение профессиональной заболеваемости и инвалидизации), предусматривают реализацию следующих комплексных программ:
3.1. развитие сети оздоровительных и реабилитационных учреждений;
3.2. осуществление оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
3.3. кадровое и материально-техническое оснащение оздоровительных и реабилитационных учреждений.
Общий перечень мероприятий Стратегии по комплексу мероприятий "Здравоохранение и укрепление здоровья населения" представлен в приложении N 5.1.
4.2. Социальная защита граждан, семьи и детства
Мероприятия в сфере социальной защиты граждан, семьи и детства имеют большое значение для реализации Стратегии, так как предполагают достижение ощутимых результатов не только в долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе.
Ориентиром областной демографической политики в названной сфере выступает воспитание подрастающего поколения в полных благополучных семьях, что является основой устойчивого демографического развития области. Именно в таких семьях культивируются ценности семьи и здорового образа жизни, обеспечивается психологический комфорт и защита всех членов семьи, создаются условия для полноценного становления и развития личности ребенка. В этих условиях является абсолютно необходимым усиление профилактических мероприятий семейного и, особенно, детского неблагополучия.
Рождение и воспитание ребенка связано с ростом расходов и сокращением доходов домохозяйств. Необходимо создание условий для того, чтобы семьи, родившие ребенка, имели возможность, не неся при этом значительных материальных затрат, уделять необходимое внимание воспитанию детей. Компенсация семейным бюджетам экономических расходов, вызванных рождением и воспитанием детей, позволяет не только создавать условия для их полноценного развития в семье, но способствует принятию решению о рождении последующих детей.
Возможности материального достатка, обеспечивающего качественное питание, полноценный отдых и осуществление затрат на необходимые медицинские услуги, в том числе лекарства, определяются общим уровнем доходов семьи и (или) отдельного человека. Уровень доходов в совокупности с характером семейных ценностей в значительной степени формирует репродуктивное поведение. Отдельные группы граждан имеют установки на рождение детей, но по объективным причинам не могут обеспечить себе и детям нормальный уровень потребления. В силу этого они выпадают из процессов устойчивого демографического развития области и попадают в группы риска по критериям социального неблагополучия, заболеваемости и смертности.
Социальная поддержка должна охватывать различные группы граждан, выделяемых по разным основаниям: по уровню среднедушевого дохода, по степени социального неблагополучия, по профессионально-отраслевым характеристикам (например, военнослужащие) и другим.