1. Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости обеспечить условия для выявления и развития одаренных детей и молодежи города Пскова, что невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования.
2. Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне культурного потенциала города, является налаженная система поиска и обучения одаренных детей.
3. Главным направлением развития современного дополнительного образования детей является координация поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, содействие их интеллектуальному, духовному, нравственному и физическому развитию. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению высокопрофессиональных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства, мастеров спорта.
4. В настоящее время в Пскове сложилась стабильная система начального профессионального музыкального и художественного образования. Ежегодно в 5-ти музыкальных и художественной школах города обучаются до 3-х тысяч детей. Успешно реализуются 36 авторских и инновационных программ.
При детских музыкальных школах работает 40 творческих коллективов. Учащиеся детских музыкальных школ города, школы искусств, художественной школы в 2009/2010 году приняли участие в конкурсах, фестивалях, выставках: 14-ти международных, 15-ти региональных, 10-ти областных и 4-х городских, 12-ти внутришкольных конкурсах. По итогам участия в фестивалях, конкурсах и выставках лауреатами и дипломантами стали 230 учащихся муниципальных учреждений дополнительного образования детей сферы "Культура". Юные дарования города успешно выступили в 2008-2010 годах на престижных фестивалях и конкурсах в Псковской области, в городах Северо-Запада России и за рубежом: в Болгарии, Германии, Украине, Беларуси, Польше, Латвии, Швеции, Финляндии, Голландии и Литве.
Для населения города ежегодно силами творческих коллективов музыкальных школ города, юными исполнителями дается более 300 концертов, а юные художники представляют свое творчество более чем в 100 городских выставках. Успешный опыт псковичей в работе с одаренными детьми изучался нашими коллегами из городов Великий Новгород, Валмиера (Латвия), Санкт-Петербург, Москва и других.
5. В муниципальной системе образования функционирует 6 учреждений дополнительного образования детей, которые реализуют образовательные программы следующих направлений: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, военно-патриотическое, культурологическое. В МОУ ДОД занимается более 10 тысяч учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города. По итогам 2009/2010 учебного года 863 обучающихся, 45 творческих коллективов и 30 команд учреждений дополнительного образования сферы "Образования" стали победителями и призерами конкурсов, соревнований, выставок, фестивалей, По отрасли "Образование" получателями муниципальных грантов стали МОУ ДОД "Эколого-биологический центр", "Дом детского творчества", "Детский центр "Надежда", "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий", 6 педагогов дополнительного образования и 22 обучающихся МОУ.
6. В 12 муниципальных учреждениях физической культурой и спортом занимаются 7405 подростков и молодых людей. Псковские молодые спортсмены добились высоких международных результатов в легкой атлетике, плавании, биатлоне. На российских соревнованиях и спортивных форумах успешно выступают молодые футболисты, гребцы, пловцы, легкоатлеты, спортивные ориентировщики.
7. При положительной тенденции и достигнутых результатах в работе с юными дарованиями остается не решенным ряд проблем, таких как:
1) недостаточная укомплектованность музыкальными инструментами и оборудованием школ дополнительного образования детей, учебные классы и их оснащение не отвечают современному образовательному и эстетическому уровню;
2) отсутствует звуковая и световая аппаратура, необходимые музыкальные инструменты и специализированное оборудование в МУК "Городской культурный центр";
3) недостаточное количество руководителей творческих коллективов и педагогов проходят повышение квалификации на курсах и семинарах по проблемам работы с одаренными детьми с привлечением высококвалифицированных специалистов ведущих вузов и учреждений культуры страны;
4) в связи с отсутствием средств одаренные дети города не имеют возможности участвовать в культурном обмене с другими регионами страны, быть участниками фестивалей, конкурсов и спортивных состязаний различных уровней.
8. Программа позволит комплексно решить ряд важнейших задач:
1) поддержка одаренных учащихся и педагогов, руководителей творческих коллективов, работающих с одаренными детьми; стимулирование муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
2) выявление и дальнейшее развитие индивидуальных способностей детей, реализация их творческого потенциала;
3) развитие материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и муниципальных учреждений культуры; обеспечение современных комфортных условий для обучения и развития юных дарований;
4) повышение профессионального уровня руководителей, педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей и руководителей творческих коллективов муниципальных учреждений культуры, работающих с юными дарованиями.
9. Настоящая Программа основывается на необходимости целенаправленной работы с юными дарованиями в области культуры, искусства, дополнительного образования и спорта внутри муниципального образования за счет:
1) постоянного улучшения материально-технических условий для развития музыкального образования и эстетического развития детей;
2) координации системы повышения квалификации и переподготовки руководителей, преподавателей образовательных учреждений, руководителей творческих коллективов, работающих с талантливыми детьми;
3) развития системы адресной социальной поддержки юных дарований на муниципальном уровне;
4) дальнейшей поддержки в проведении смотров, конкурсов и фестивалей и соревнований различных уровней и увеличения участия в них одаренных детей.
10. Реализация Программы целенаправленно и скоординировано позволит решить организационные и финансовые вопросы по обеспечению дополнительных условий для раннего выявления, творческого развития возможностей и способностей юных дарований, их социальной адресной поддержки, поднять статус талантливых детей, создать более благоприятные условия для их творческого самовыражения.
11. Программа охватит максимальное количество заинтересованных участников: учащихся, руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, воспитанников и руководителей творческих коллективов, псковичей, чьи дети обучаются в музыкальных школах или являются воспитанниками творческих коллективов муниципальных учреждений культуры.
12. При успешной реализации Программы укрепятся и значительно расширятся межрегиональные и международные связи за счет активного и результативного участия юных псковичей во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, смотрах и соревнованиях, что значительно повысит привлекательность и имидж города Пскова.
13. Система программных мероприятий направлена на художественное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание юного поколения псковичей, которое, в последующем, своей деятельностью принесет экономический и социальный эффекты.
14. Мероприятия муниципальной программы "Поддержка юных дарований в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей и муниципальных учреждениях культуры муниципального образования "Город Псков" на 2011-2013" годы активизируют работу по интеллектуальному, духовному, нравственному и физическому воспитанию молодого поколения псковичей, будут способствовать укреплению межрегионального и международного сотрудничества как важной части культурной политики Администрации города Пскова.