Необходимость программно-целевого управления культурной политикой области связано с осознанием ключевой роли культуры в общественном развитии. Культура становится частью взаимозависимых социальных стратегий государства, что обусловлено переходом к инновационному типу развития экономики, повышением профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве стратегических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие культурного потенциала и обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.
Основная цель Программы - повышение качества жизни людей, проживающих в Псковской области. В сфере культуры данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной, театральной деятельности, традиционной народной культуры, а также художественного и профессионального образования в сфере культуры и искусства. Улучшение качества жизни населения области должно быть достигнуто путем обеспечения доступности и повышения качества услуг в сфере культуры, которое возможно только на основе развития практики внедрения инновационных подходов к осуществлению деятельности учреждений культуры, на основе использования информационных технологий.
Сохраняя преемственность региональной культурной политики 2001-2010 годов, Программа предусматривает ориентацию на дальнейшую последовательную модернизацию отрасли по всем видам деятельности: музейному делу, библиотечной сфере, профессиональному искусству, дополнительному и профессиональному художественному образованию, традиционной народной культуре (самодеятельному творчеству, ремеслам и народным промыслам), в т.ч. создание новых услуг в сфере событийного и культурно-познавательного туризма, модернизации материально-технической базы и технического оснащения учреждений культуры и искусства области, обеспечению отрасли кадрами, владеющими высокопрофессиональными навыками и технологиями, созданию механизмов поддержки творческих союзов и работников, народных художественных промыслов.
С 2007 года в области реализуется областная долгосрочная целевая программа "Культура Псковского региона в 2007-2010 годах", в перечне мероприятий которой предусмотрены работы по развитию сферы культуры области. В 2009-2010 годах в указанную программу были внесены существенные поправки, которые позволили наметить положительную динамику в решении проблем развития сферы культуры региона. В 2009 году областная целевая программа "Культура Псковского региона в 2007-2010 годах" профинансирована в объеме 28,45 млн. руб., на 2010 год выделено более 157 млн. руб. Это позволило расширить практику гастрольной деятельности по обслуживанию жителей села учреждениями искусства области; пополнить культурную афишу значительным количеством культурных акций, среди которых постановка оперы "Псковитянка" в Псковском Кремле, Музыкальный фестиваль "Crescendo", Международный этнокультурный фестиваль "Семейные встречи Сетомаа", международные фестивали военно-исторической реконструкции "Ледовое побоище", "Железный град", общественно-политические акции, посвященные Дню России, Дню государственного флага России и другим государственным праздникам и памятным датам; развивать международное культурное сотрудничество со странами Балтии; реализовать проект по автоматизации библиотечных процессов "Информатизация областной научной универсальной библиотеки"; обеспечить создание новых экспозиций в Псковском государственном музее-заповеднике: Картинной галереи, Золотой кладовой, в музее-заповеднике "Изборск": экспозиции арсенала в башне Луковка, нового туристического маршрута "Тропа здоровья". Кроме того, программа позволила обеспечить поддержку творческих проектов муниципальных учреждений культуры, создать систему адресной поддержки профессионального искусства, литературы и творчества в форме премий для талантливой молодежи и одаренных детей. Востребованность населением услуг сферы культуры по ряду направлений подтверждается стабильной динамикой показателей.
Вместе с тем, систематическое недофинансирование отрасли не позволило перейти от практики сохранения культуры к практике устойчивого развития. Негативные последствия для сохранения и развития культуры, особенно муниципальной, имели процессы, связанные с выбыванием населения - как естественным, так и миграционным. Расположенные рядом столичные города Санкт-Петербург и Москва с огромным рынком труда привели к оттоку молодежи, в том числе творческой. Низкая оплата труда, несоответствие уровня рабочих мест требованиям времени, отсутствие жилья не позволили закрепить молодых специалистов, что привело к резкому старению работников сферы культуры. Существующие сегодня объемы финансирования региональной культурной политики не обеспечивают решение накопившихся проблем: устаревшая материально-техническая база, слабое техническое оснащение учреждений культуры и искусства, низкий процент обеспеченности компьютерной техникой, особенно сельских учреждений культуры, почти полный износ музыкальных инструментов учреждений профессионального музыкального искусства, образования, дополнительного художественного образования детей в сфере культуры. Проблемы, связанные с недостаточным финансированием, приводят к снижению конкурентных возможностей государственных учреждений культуры перед коммерческими. Особенно сложной становится проблема с учреждениями культуры на селе, которые чаще всего расположены в приспособленных помещениях, не соответствующих современным требованиям; в силу финансовой необеспеченности персоналом укомплектованы на 0,25 ставки, и, как следствие всех причин, именно по услугам сферы сельской культуры наметилась динамика снижения показателей и качества услуг. Это привело к разрыву в обеспеченности населения услугами организаций культуры в сфере культуры между сельским и городским населением и не обеспечивает конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, на пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения. Таким образом, одной из главных проблем отрасли является увеличение разрыва между существующими возможностями учреждений культуры области и обеспечением как минимально необходимых, так и растущих культурных потребностей населения и гостей области.
Накопившиеся проблемы требуют усиления взаимодействия между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Сегодня очевидно, что сохранение и развитие культуры области требует комплексного и системного подхода. Потребность в изменении ситуации с учетом ограниченности во времени и финансовых затратах и необходимость реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам, предполагает использование программно-целевого метода решения проблемы. Разработка областной долгосрочной целевой программы развития сферы культуры региона на 2011-2015 годы вызвана необходимостью наиболее эффективно использовать ограниченные финансовые ресурсы областного бюджета для реализации приоритетных мероприятий на территории Псковской области.
В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Программно-целевой метод решения перечисленных проблем позволит за пять лет (2011-2015 годы) реализовать конкретные меры по сохранению и развитию культурного потенциала области.