АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2010 года N 257-р

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы".

2. Принять предложение Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы" Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области.

4. Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 октября 2010 г.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


И.п. Губернатора области                                С.Г.Перников

Утверждена
распоряжением Администрации области
от 20.09.2010 N 257-р

     
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы"


Мероприятия областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы" (далее - программа) направлены на снижение уровня детской инвалидности, повышение доступности реабилитационных услуг.

Реализация предполагаемых мероприятий программы позволит снизить уровень детской инвалидности, повысить доступность реабилитационных услуг, предоставляемых детям-инвалидам государственными учреждениями, осуществляющими реабилитацию детей-инвалидов, обеспечить поддержку семей с детьми-инвалидами в кризисных ситуациях.

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Количество детей-инвалидов в области не имеет тенденции к снижению.

В Псковской области проживает более 1700 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитывается более 2000 детей, страдающих различными заболеваниями (психическими расстройствами, расстройствами поведения, врожденными аномалиями, заболеваниями нервной системы и т.д.).

В 2009 году категория "ребенок-инвалид" установлена 1049 детям, в том числе первично - 240 детям, повторно - 809 детям.

При установлении категории "ребенок-инвалид" места распределены следующим образом:

1 место - психические расстройства и расстройства поведения;

2 место - врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения,

3 место - болезни нервной системы.

При повторном освидетельствовании:

1 место - врожденные аномалии;

2 место - болезни нервной системы;

3 место - психические расстройства.

Показатели первичной инвалидности и ее нозологическая структура в возрасте до 18 лет относительно стабильны (2007 г. - 24,2; 2008 г. - 19,9; 2009 г. - 20,9 из расчета на 10 тыс. человек).

Дополнительная государственная поддержка требуется как детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях, так и детям-инвалидам, проживающим в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями.

Реабилитацией детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, занимаются государственные учреждения системы социальной защиты, образования, здравоохранения. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, пользуются услугами центров социального обслуживания, государственных учреждений социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", образовательных учреждений, служб для осуществления работы по раннему выявлению и комплексной помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. Данные учреждения нуждаются в повышении квалификации и подготовке кадров.

При сложившейся системе обслуживания детей с ограниченными возможностями и их семей наладить взаимодействие между различными ведомствами довольно сложно вследствие их разной специализации и разными задачами, выполняемыми ими. Подобная разобщенность затрудняет возможность комплексно и эффективно решать вопросы повышения доступности реабилитационных услуг, снижения уровня детской инвалидности.

Остро стоит вопрос реализации конституционного права детей-инвалидов на образовательные услуги в учреждениях системы образования как на территории Псковской области, так и за ее пределами.

Программа направлена на решение этих и других проблем детей-инвалидов, таких как оказание адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов; возмещение расходов за обучение и содержание детей-инвалидов в образовательных учреждениях, расположенных за пределами области; оснащение современным реабилитационным оборудованием, средствами творческой, трудовой реабилитации государственных учреждений социального обслуживания, здравоохранения и образования, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов; повышение квалификации и переподготовку кадров, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов; проведение фестивалей, смотров-конкурсов; участие во всероссийских и региональных специальных спартакиадах, фестивалях художественного творчества детей-инвалидов и др.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Необходимость разработки и реализации программы обусловлена отсутствием в области тенденции к снижению численности детей-инвалидов, необходимостью повысить эффективность, качество и доступность реабилитационных услуг, предоставляемых детям-инвалидам.

Программно-целевой метод избран для координации деятельности органов исполнительной власти Псковской области с целью повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, снижения уровня детской инвалидности в связи с тем, что:

обеспечение процесса повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, снижения уровня детской инвалидности носит комплексный характер;

в реализации мероприятий программы будут участвовать органы исполнительной власти Псковской области, общественные организации;

отдельные мероприятия программы требуют планирования бюджетных расходов в течение всего срока реализации.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Решение проблем, связанных со снижением уровня детской инвалидности и повышением доступности реабилитационных услуг, без использования программно-целевого метода:

снизит долю обследованных новорожденных на наследственные заболевания;

приведет к неэффективности координации и взаимодействия органов государственной власти в решении вопросов повышения доступности реабилитационных услуг, снижения уровня детской инвалидности;

существенно осложнит процедуру планирования финансовых ресурсов на реализацию и проведение мероприятий, предусмотренных программой.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Проблемы снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, имеют наиболее реальные варианты решения.

4.1. Реализация программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия программы в 2011-2015 годах, что будет отражено в показателях результатов и целевых индикаторах.

Решение проблем по этому варианту может иметь риски, связанные со следующими факторами:

нехватка квалифицированных специалистов в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты;

отсутствие межведомственного информационного пространства по проблемам реабилитации детей-инвалидов.

4.2. Принятие программы с уменьшением объема финансирования.

Снижение финансирования программы по отношению к планируемым объемам приведет к необходимости определения приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.

К рискам по первому варианту решения проблемы снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, добавятся:

снижение уровня оснащенности государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, современным реабилитационным оборудованием;

уменьшение количества и качества реабилитационных услуг.

4.3. Решение проблемы снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, внепрограммными методами осложнит определение приоритетных направлений, перечней мероприятий, обоснованного распределения ресурсов в процессе реализации программы.

Данный вариант не приведет к созданию какой-либо действенной системы для создания условий комплексного решения снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам.

Наиболее оптимальным является первый вариант, который позволит создать в области систему, на базе которой в постоянном режиме будет осуществляться мониторинг хода реализации программных мероприятий.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом


Программу предполагается реализовать с 2011 по 2015 год в три этапа:

I этап (2011 год) - создание системы управления программой;

II этап (2011-2015 годы) - реализация мероприятий программы - повышение доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, снижение уровня детской инвалидности;

III этап (2015 год) - оценка результативности реализации программы и при необходимости - разработка новой программы.

Перечень мероприятий состоит из 6 направлений:

профилактика детской инвалидности;

укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;

формирование беспрепятственного доступа детей-инвалидов к социокультурным учреждениям;

подготовка и повышение квалификации кадров, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;

социальная поддержка семей с детьми-инвалидами;

организация и проведение для детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, творческих и спортивных мероприятий.

Реализация предполагаемых мероприятий программы позволит снизить уровень детской инвалидности от наследственных заболеваний, повысить эффективность и качество реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, интегрировать детей-инвалидов в общество.

6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы по годам


Цели программы:

снижение уровня детской инвалидности;

повышение доступности реабилитационных услуг.

Задачи программы:

создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;

укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов.

Для ежегодной оценки хода реализации программы разработаны следующие целевые индикаторы:

Целевые индикаторы программы

Цели и задачи

Целевые

Единицы

Показатели реализации программы

программы

индикаторы

измерения

базовый (по состоянию на 01.01.2009)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Цель - снижение уровня детской инвалидности

Задача - создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов

Доля обследованных новорожденных на наследственные заболевания (% от общего числа новорожденных)

%

97,5

Не ниже базового показателя

Цель - повышение доступности реабилитационных услуг

Задача - укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов

Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в государственных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (% от общего числа детей-инвалидов)

%

36

Не ниже базового показателя

Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в государственных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (% от общего числа семей с детьми-инвалидами)

%

31

Не ниже базового показателя

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»