На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы".
2. Принять предложение Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы" Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области.
4. Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 октября 2010 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
И.п. Губернатора области С.Г.Перников
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы"
Мероприятия областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011-2015 годы" (далее - программа) направлены на снижение уровня детской инвалидности, повышение доступности реабилитационных услуг.
Реализация предполагаемых мероприятий программы позволит снизить уровень детской инвалидности, повысить доступность реабилитационных услуг, предоставляемых детям-инвалидам государственными учреждениями, осуществляющими реабилитацию детей-инвалидов, обеспечить поддержку семей с детьми-инвалидами в кризисных ситуациях.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы целям и задачам социально-экономического развития области
Количество детей-инвалидов в области не имеет тенденции к снижению.
В Псковской области проживает более 1700 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитывается более 2000 детей, страдающих различными заболеваниями (психическими расстройствами, расстройствами поведения, врожденными аномалиями, заболеваниями нервной системы и т.д.).
В 2009 году категория "ребенок-инвалид" установлена 1049 детям, в том числе первично - 240 детям, повторно - 809 детям.
При установлении категории "ребенок-инвалид" места распределены следующим образом:
1 место - психические расстройства и расстройства поведения;
2 место - врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения,
3 место - болезни нервной системы.
При повторном освидетельствовании:
1 место - врожденные аномалии;
2 место - болезни нервной системы;
3 место - психические расстройства.
Показатели первичной инвалидности и ее нозологическая структура в возрасте до 18 лет относительно стабильны (2007 г. - 24,2; 2008 г. - 19,9; 2009 г. - 20,9 из расчета на 10 тыс. человек).
Дополнительная государственная поддержка требуется как детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях, так и детям-инвалидам, проживающим в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями.
Реабилитацией детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, занимаются государственные учреждения системы социальной защиты, образования, здравоохранения. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, пользуются услугами центров социального обслуживания, государственных учреждений социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", образовательных учреждений, служб для осуществления работы по раннему выявлению и комплексной помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. Данные учреждения нуждаются в повышении квалификации и подготовке кадров.
При сложившейся системе обслуживания детей с ограниченными возможностями и их семей наладить взаимодействие между различными ведомствами довольно сложно вследствие их разной специализации и разными задачами, выполняемыми ими. Подобная разобщенность затрудняет возможность комплексно и эффективно решать вопросы повышения доступности реабилитационных услуг, снижения уровня детской инвалидности.
Остро стоит вопрос реализации конституционного права детей-инвалидов на образовательные услуги в учреждениях системы образования как на территории Псковской области, так и за ее пределами.
Программа направлена на решение этих и других проблем детей-инвалидов, таких как оказание адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов; возмещение расходов за обучение и содержание детей-инвалидов в образовательных учреждениях, расположенных за пределами области; оснащение современным реабилитационным оборудованием, средствами творческой, трудовой реабилитации государственных учреждений социального обслуживания, здравоохранения и образования, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов; повышение квалификации и переподготовку кадров, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов; проведение фестивалей, смотров-конкурсов; участие во всероссийских и региональных специальных спартакиадах, фестивалях художественного творчества детей-инвалидов и др.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость разработки и реализации программы обусловлена отсутствием в области тенденции к снижению численности детей-инвалидов, необходимостью повысить эффективность, качество и доступность реабилитационных услуг, предоставляемых детям-инвалидам.
Программно-целевой метод избран для координации деятельности органов исполнительной власти Псковской области с целью повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, снижения уровня детской инвалидности в связи с тем, что:
обеспечение процесса повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, снижения уровня детской инвалидности носит комплексный характер;
в реализации мероприятий программы будут участвовать органы исполнительной власти Псковской области, общественные организации;
отдельные мероприятия программы требуют планирования бюджетных расходов в течение всего срока реализации.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Решение проблем, связанных со снижением уровня детской инвалидности и повышением доступности реабилитационных услуг, без использования программно-целевого метода:
снизит долю обследованных новорожденных на наследственные заболевания;
приведет к неэффективности координации и взаимодействия органов государственной власти в решении вопросов повышения доступности реабилитационных услуг, снижения уровня детской инвалидности;
существенно осложнит процедуру планирования финансовых ресурсов на реализацию и проведение мероприятий, предусмотренных программой.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Проблемы снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, имеют наиболее реальные варианты решения.
4.1. Реализация программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия программы в 2011-2015 годах, что будет отражено в показателях результатов и целевых индикаторах.
Решение проблем по этому варианту может иметь риски, связанные со следующими факторами:
нехватка квалифицированных специалистов в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты;
отсутствие межведомственного информационного пространства по проблемам реабилитации детей-инвалидов.
4.2. Принятие программы с уменьшением объема финансирования.
Снижение финансирования программы по отношению к планируемым объемам приведет к необходимости определения приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.
К рискам по первому варианту решения проблемы снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, добавятся:
снижение уровня оснащенности государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, современным реабилитационным оборудованием;
уменьшение количества и качества реабилитационных услуг.
4.3. Решение проблемы снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, внепрограммными методами осложнит определение приоритетных направлений, перечней мероприятий, обоснованного распределения ресурсов в процессе реализации программы.
Данный вариант не приведет к созданию какой-либо действенной системы для создания условий комплексного решения снижения уровня детской инвалидности, повышения доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам.
Наиболее оптимальным является первый вариант, который позволит создать в области систему, на базе которой в постоянном режиме будет осуществляться мониторинг хода реализации программных мероприятий.
5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом
Программу предполагается реализовать с 2011 по 2015 год в три этапа:
I этап (2011 год) - создание системы управления программой;
II этап (2011-2015 годы) - реализация мероприятий программы - повышение доступности реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, снижение уровня детской инвалидности;
III этап (2015 год) - оценка результативности реализации программы и при необходимости - разработка новой программы.
Перечень мероприятий состоит из 6 направлений:
профилактика детской инвалидности;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;
формирование беспрепятственного доступа детей-инвалидов к социокультурным учреждениям;
подготовка и повышение квалификации кадров, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;
социальная поддержка семей с детьми-инвалидами;
организация и проведение для детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, творческих и спортивных мероприятий.
Реализация предполагаемых мероприятий программы позволит снизить уровень детской инвалидности от наследственных заболеваний, повысить эффективность и качество реабилитационных услуг, оказываемых детям-инвалидам, интегрировать детей-инвалидов в общество.
6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы по годам
Цели программы:
снижение уровня детской инвалидности;
повышение доступности реабилитационных услуг.
Задачи программы:
создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов.
Для ежегодной оценки хода реализации программы разработаны следующие целевые индикаторы:
Целевые индикаторы программы | ||||||||
Цели и задачи | Целевые | Единицы | Показатели реализации программы | |||||
программы | индикаторы | измерения | базовый (по состоянию на 01.01.2009) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Цель - снижение уровня детской инвалидности | ||||||||
Задача - создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов | Доля обследованных новорожденных на наследственные заболевания (% от общего числа новорожденных) | % | 97,5 | Не ниже базового показателя | ||||
Цель - повышение доступности реабилитационных услуг | ||||||||
Задача - укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов | Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в государственных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (% от общего числа детей-инвалидов) | % | 36 | Не ниже базового показателя | ||||
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в государственных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (% от общего числа семей с детьми-инвалидами) | % | 31 | Не ниже базового показателя |