Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в муниципальном образовании "Город Псков" на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 26 сентября 2014 года)

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения. По оценкам экспертов в России 35% энергии используются не эффективно. Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы: недостаток мотивации, недостаток информации, недостаток опыта финансирования проектов, недостаток организации и координации.

Недостаток мотивации определяется бюджетными ограничениями, изъятием получаемой экономии и сравнительно невысокими тарифами. Возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств регулирования потребления - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности.

Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений по энергосбережению и энергоэффективности развито слабо. Стереотипы поведения ("делай, как все"), то есть практически не делай ничего для экономии энергии, так широко распространены именно потому, что они избавляют как от поиска информации, так и от принятия самостоятельных решений.

Недостаток опыта финансирования проектов в сфере энергоэффективности со стороны инвестиционных банков. Требования к выделению финансовых средств на реализацию проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек, как правило, существенно более жесткие, чем к проектам, связанным с новым строительством. Больше всего это касается тех предприятий, которые находятся в тяжелом финансовом положении и в силу этого не располагают собственными средствами для решения проблем энергосбережения и энергоэффективности. Для них непреодолим тест на финансовую устойчивость и, следовательно, невозможно получение кредитных ресурсов на развитие.

Недостаток организации и координации имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем. Реализация ключевого приоритета "Энергетическая стратегия России до 2020 года" - увеличения энергоэффективности экономики не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами.

В условиях роста тарифов на энергоресурсы (см. Рисунок 1 и Рисунок 2) одной из основных угроз социально-экономическому развития муниципального образования (далее по тексту - МО) "Город Псков" становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических (далее по тексту ТЭР) и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.



Рисунок 1 Динамика роста тарифов на тепловую энергию по МО



Рисунок 2 Динамика роста тарифов на ЭЭ, воду, природный газ по МО


Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов может привести к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление (по данным 2010 года затраты бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений составляют 139756 тыс. руб., что составляет около 5% от бюджета МО, см. Таблицу 1 и Рисунок 3);

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Таблица 1

2007

2008

2009

2010

Бюджет МО

тыс. руб.

2102207,5

2787516,8

2854364,9

2963585,0

Расходы бюджета МО на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (далее по тексту - БУ)

тыс. руб.

98399,0

102106,0

114494,2

139756,0




Рисунок 3 Структура расходов бюджета МО "Город Псков" на обеспечение энергетическими ресурсами БУ

Прочие расходы бюджета МО

 

Расходы бюджета МО на обеспечение энергетическими ресурсами БУ

 

Затраты на ЭЭ по МО

 

Затраты на ТЭ по МО

 

Затраты на воду по МО

 

Затраты на природный газ по МО

 


Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования, и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.

Такой процесс энергосбережения можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо сформировать структуру управления, нормативно-правовую основу, способствующие развитию энергосбережения, и в дальнейшем приступить к реализации программных мероприятий.