Недействующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Псковской области на 2011-2013 годы"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации области
от 25.08.2010 N 219-р

     
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Псковской области на 2011-2013 годы"

     
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной долгосрочной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Псковской области на 2011-2013 годы" целям и задачам социально-экономического развития области


Социально-экономическое развитие Псковской области предусматривает реализацию целого ряда крупных проектов. Однако, их выполнение будет затруднено без решения проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем населением области. Долгосрочные цели регулирования рынка алкогольной продукции отвечают интересам развития экономики области и восстановлению положительных демографических трендов.

Масштабная межотраслевая государственная антиалкогольная политика требует взаимодействия всех органов и ведомств по значительному снижению уровня потребления алкогольной продукции; повышению эффективности регулирования алкогольного рынка, трудовой занятости; обеспечению культурного досуга населения; привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом; повышению эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; совершенствованию организации наркологической помощи.

Высокий уровень потребления алкоголя населением области (9,9 л абсолютного алкоголя на душу населения) непосредственно влияет на уровень преступности. По данным прокуратуры Псковской области, Псковская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по количеству преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию области. К экономическим потерям относятся снижение производительности труда; социальные выплаты государства инвалидам, сиротам; ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий; расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью; сокращение продолжительности здоровой жизни и повышенный уровень смертности; утрата трудоспособности.

В 2009 году лечебно-профилактическими учреждениями Псковской области зарегистрировано 12834 больных, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе 624 больных, страдающих алкогольными психозами, и 2809 человек, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. Доля женщин, страдающих от употребления алкоголя, составила 23,3 процента. Из зарегистрированных больных алкоголизмом 34,9 процента - сельские жители.

За последние 3 года отмечается рост первичной заболеваемости алкоголизмом.

Выполнение комплекса мероприятий областной долгосрочной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Псковской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) имеет целью снижение уровня потребления алкогольной продукции, повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией, повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Программа разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р "Об одобрении Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года".

Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения затрагивает сферу деятельности многих управлений и ведомств федерального, областного и муниципального уровней, общественных объединений и должна решаться программно-целевыми методами.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Реализация мероприятий Программы потребует консолидации в работе органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения могут стать:

ухудшение демографической ситуации в области;

увеличение уровня смертности;

сокращение продолжительности жизни.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Использование программного метода дает возможность последовательно осуществлять меры по снижению объемов потребления населением алкогольной продукции, профилактике алкоголизма среди населения области.

Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помешать риски, возникающие под воздействием социально-экономических проблем, выраженные в уменьшении финансирования из различных источников.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости, этапы решения проблемы программно-целевым методом


Предлагаемые сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы по годам