Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (с изменениями на 24 декабря 2012 года)

4. Приоритетные направления развития Псковской области

4.1. Достижение высокого уровня и качества жизни населения

4.1.1. Стабилизация демографической ситуации в Псковской области


Основными показателями решения данной стратегической задачи являются:

1. Стабилизация численности населения региона на современном уровне - около 650 - 670 тыс. человек.

2. Снижение показателей естественной убыли населения за счет:

снижения смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

снижения смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

снижения уровня смертности населения до 15-16 промилле (в том числе достижение по уровню младенческой смертности показателей 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми);

обеспечения увеличения к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет;

обеспечения повышения к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

снижения показателя прерывания беременности (абортов) в 2,5 раза.

(Пункт 2 в редакции распоряжения Администрации области от 24.12.2012 N 282-р).

     

3. Достижение положительных показателей миграционного прироста и увеличение коэффициента миграционного прироста на территорию области до 8-10 человек на 10 000 населения.

Основные направления решения задачи "Стабилизации демографической ситуации в Псковской области"

N
п/п

Направление

Кратко- и среднесрочный  период

Долгосрочный период

1. Реализация мероприятий по распространению здорового образа жизни

1.1.

Совершенствование медико-гигиенического образования населения и внедрение здоровьесберегающих технологий и эффективных методик физического воспитания в образовательных учреждениях

Проведение информационных акций;  
формирование требований к учреждениям образования в соответствии со здоровьесберегающими технологиями

Внедрение программ медико-гигиенического образования в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования;
модернизация учреждений образования в соответствии с разработанными требованиями

1.2.

Популяризация здорового образа жизни

Проведение массовых спортивных мероприятий;

проведение информационно- образовательных акций

Стимулирование развития коммерческой индустрии массового спорта (фитнес-центров и т.д.) и их взаимодействия с учреждениями образования;

развитие сети профилактических кабинетов, центров здорового образа жизни

1.3.

Создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками

Информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем (социальная реклама, образовательные программы и т.д.);
защита некурящих от воздействия табачного дыма (стимулирование предприятий общественного питания, бюджетных и других учреждений к введению запрета на курение в помещениях);
ограничение употребления алкоголя в общественных местах (введение запрета на продажу крепких спиртных напитков после 23.00 и т.д.);
создание центров по снижению потребления алкоголя и табака

1.4.

Обеспечение населения здоровым безопасным питанием

Обучение населения по вопросам здорового и лечебного питания;
проведение информационных акций совместно с производителями пищевых продуктов и медицинскими учреждениями по вопросам правильного питания

1.5.

Развитие массового спорта

Расширение сети спортивных секций и физкультурно-оздоровительных групп для детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях, ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮЦФП;
расширение инфраструктуры спортивных объектов;
строительство новых объектов физической культуры и спорта

1.6.

Развитие системы отдыха и оздоровления детей

Увеличение охвата детей услугами системы отдыха и оздоровления;
проведение модернизации учреждений системы детского отдыха и оздоровления

Расширение спектра услуг системы детского отдыха и оздоровления (проведение образовательных мероприятий, специализированных смен профильных лагерей,  исследовательских экспедиций для талантливых детей и т.д.); расширение сети учреждений

Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в городское планирование (реконструкция парковых зон, пешеходных зон, формирование системы велосипедных и пешеходных дорожек как в городах, так и между близко расположенными городами и т.д.)

1.7.

Развитие системы физической культуры области

Улучшение материально-технической базы учреждений спортивной направленности;
создание кадрового резерва системы физической культуры;
повышение уровня культуры физического воспитания населения

2. Реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения

2.1.

Развитие системы охраны труда и снижение производственного травматизма

Повышение культуры производства на предприятиях;
стимулирование внедрения современных систем управления человеческими ресурсами на предприятиях области;
обеспечение профилактики профессиональных заболеваний

2.2.

Формирование системы превентивных мер по предотвращению заболеваемости трудоспособного населения

Развитие системы профилактических осмотров;
развитие системы ранней диагностики, систем трудовой реабилитации и т.д.;
внедрение эффективных организационных, профилактических, лечебных, информационных, реабилитационных технологий в снижение заболеваемости и смертности населения от  сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, онкологических заболеваний, социально значимых заболеваний

2.3.

Развитие системы социального обеспечения пожилых людей

Расширение спектра услуг системы социального обслуживания граждан, а также увеличение доступности данных видов услуг;
модернизация сети стационарного обслуживания престарелых граждан и формирование областного геронтологического центра (приложение N 1 к настоящей Стратегии) и центра реабилитации инвалидов

3. Стимулирование увеличения уровня рождаемости и реализация семейной политики
(Раздел в редакции распоряжения Администрации области от 24.12.2012 N 282-р)

3.1.

Совершенствование государственной поддержки материнства и детства

Укрепление материально-технической базы женских консультаций, гинекологических кабинетов, родильных домов; развитие гибких форм занятости для женщин, имеющих детей, и организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
совершенствование системы дошкольного образования и повышение качества и доступности дошкольных образовательных услуг;
развитие системы медико-социальной подготовки семьи к беременности и родам

3.2.

Стимулирование рождения второго и третьего ребенка в семье

Сохранение установленных выплат; установление приоритетности в получении государственной поддержки в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2008-2010 годы многодетным семьям;
принятие закона Псковской области "О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей";
осуществление социальных выплат на приобретение жилого помещения многодетным семьям, в которых одновременно родились трое и более детей, в соответствии с Законом области от 11 января 2005 г. N 402-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей";
предоставление материальной помощи на приобретение жилья многодетным семьям, имеющим пятерых и более детей, вставшим на учет в качестве нуждающихся до 01.01.2011, в рамках мероприятий областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы";
предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории области в рамках Закона области от 11 июля 2011 г. N 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области"

Расширение форм государственной поддержки, в том числе за счет развития ипотечного кредитования многодетных семей

3.3.

Реализация семейной политики

Формирование у населения мотивации к семейным ценностям и ориентации на многодетные семьи;
развитие системы поддержки неполных семей с детьми, многодетных семей и семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
сокращение масштабов социального сиротства, развитие и совершенствование института замещающих семей; сопровождение и поддержка семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей и патронатных воспитателей; развитие форм семейного отдыха;
популяризация здорового образа жизни среди молодежи как фактора сохранения репродуктивного здоровья молодого поколения;
формирование у молодежи мотивации создания полноценной семьи с детьми

3.4.

Обеспечение доступности учреждений дошкольного образования

Ликвидация очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения путем расширения форм и способов получения дошкольного образования; развитие услуг по уходу за детьми разного возраста

Реализация долгосрочной программы по расширению сети дошкольных образовательных учреждений;
создание автономных образовательных учреждений

4. Реализация активной миграционной политики

4.1.

Реализация активной маркетинговой политики области

Установление и поддержка партнерских отношений с субъектами федерации Крайнего Севера, компаниями, осуществляющими программы переселения сотрудников, вышедших на пенсию с территорий Крайнего Севера и т.д.;
активизация участия области в федеральных программах переселения (переселения военнослужащих, переселения из районов Крайнего Севера), а также разработка и реализация программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
проведение активной маркетинговой политики области в соседних государствах;
формирование совместно с учреждениями высшего профессионального образования маркетинговой политики по привлечению и трудоустройству обучающихся из других регионов России

4.2.

Разработка мер по закреплению трудоспособного населения в сельской местности

Разработка системы опорных сельских населенных пунктов и стандартов жизнеобеспечения в них;
реализация пилотных проектов по созданию сельских опорных населенных пунктов

Разработка и реализация программы по развитию сети опорных сельских населенных пунктов (в том числе реализация жилищной политики, развитие социальной инфраструктуры, реализация социальных программ)

5. Реализация государственной политики в интересах детей
(Раздел дополнительно включен распоряжения Администрации области от 24.12.2012 N 282-р)

5.1.

Разработка и реализация мероприятий Стратегии действий в интересах детей в Псковской области на 2012-2017 годы"





4.1.2. Повышение доходов населения

        

Основными показателями решения данной стратегической задачи являются:

1. Сокращение разрыва между уровнем среднемесячной заработной платы по Псковской области и средним уровнем среднемесячной заработной платы по Северо-Западному федеральному округу в соответствии с параметрами, заявленными в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации(5).

_________________________

(5) Ежегодный рост заработной платы в 2011 - 2020 годах составит 7,6 - 9,7 процента, в целом в экономике к 2020 году она возрастет по сравнению с 2007 годом в 3,3 раза.

2. Снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 4 - 5 % от общей численности населения области.

3. Повышение доходов особых категорий населения (пенсионеров, ветеранов, социально незащищенных слоев населения и т.д.).

Основные направления решения задачи "Повышения доходов населения"

N
п/п

Направление

Кратко- и среднесрочный период

Долгосрочный период

1

Оказание адресной поддержки слабозащищенным категориям граждан

Сохранение существующих мер социальной поддержки всех слабо защищенных категорий граждан. В краткосрочной перспективе должны быть сохранены с учетом проведения индексации, а в долгосрочной перспективе повышены после улучшения бюджетной ситуации размеры социальных выплат

Обеспечение предоставления адресных субсидий малоимущим гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
проведение еженедельного мониторинга ситуации на рынках социально-значимых товаров (продукты питания, топливо, лекарственные средства и т.д.)

Формирование новых форм борьбы с бедностью:
организация переобучения и проведение тренингов;
формирование условий для развития собственного дела, особенно в сельской местности и т.д.

2

Сокращение разрыва в уровне заработной платы работников

Переход на новую систему оплаты труда работникам бюджетной сферы

бюджетной сферы и других секторов

Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (учителя, врачи и т.д.)  

экономики

Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в области;
доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в области

Доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работников учреждений культуры до средней заработной платы в области;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в области;
повышение к 2018 году средней заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское образование, до 200 % от средней заработной платы в области;
повышение к 2018 году средней заработной платы среднего и младшего медицинского персонала до 100 % от средней заработной платы в области

(Раздел 2 в редакции распоряжения Администрации области от 24.12.2012 N 282-р)

3

Повышение уровня среднемесячной заработной платы в реальном секторе экономики

Повышение уровня минимальной заработной платы в рамках трехстороннего соглашения;
мониторинг ситуации на рынке труда с целью предотвращения задолженности по заработной плате

Стимулирование создания на территории области высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест;
развитие социального партнерства с предприятиями области (учет в трехстороннем соглашении в краткосрочной перспективе сохранения существующего уровня оплаты труда, в долгосрочной перспективе - его повышение в соответствии с состоянием предприятий реального сектора экономики)


4.1.3. Повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества