Действующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" (с изменениями на 21 сентября 2012 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одним из основных направлений выхода из финансово-экономического кризиса в России является работа по привлечению инвестиций. Для развития экономики области и роста валового регионального продукта необходим значительный приток средств инвесторов при условии обеспечения высокого экономического эффекта от инвестируемых средств. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы Администрации области является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в область как основного фактора развития области.

Отличительные особенности Псковской области - ее выгодное географическое положение, достаточно высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, стабильная общественно-политическая ситуация позволяют рассчитывать на наличие интереса к региону со стороны частных инвесторов.

С целью повышения инвестиционной привлекательности области принят и с 2005 г. действует Закон области "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области", рассчитанный на развитие крупных и средних промышленных предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал.

Несомненным преимуществом законодательства области является минимальный уровень администрирования при предоставлении и использовании инвесторами государственной поддержки.

Для поддержки инвестиционной деятельности на территории области законодательством области предусмотрены формы поддержки инвесторов, зарекомендовавшие себя как одни из самых эффективных среди регионов: предоставление инвесторам налоговых льгот и государственных гарантий, а также сопровождение стратегических инвестиционных проектов с объемами инвестиций более 100 млн. рублей.

С 2005 года в соответствии с законодательством области государственной поддержкой в форме налоговых льгот воспользовались 29 предприятий области. Налоговые льготы предоставлены по 33 утвержденным инвестиционным проектам с объемами осуществленных инвестиций 3,27 млрд. рублей.

В 2009 году приняты решения о предоставлении государственной поддержки в форме налоговых льгот по 11 утвержденным инвестиционным проектам с объемами инвестиций около 1,61 млрд. рублей.

В 2009 году налоговыми льготами по разрешительному порядку пользовалось 21 предприятие области, осуществившие вложения в основной капитал: ЗАО "Опытный завод "Микрон", ОАО "Псковский завод механических приводов", ЗАО "Псковпищепром", ООО "Леонардо Керамиче", ООО "Псковский завод автомобильных компонентов", ОАО "Псковщебень", ООО "Псков-Альянс", ООО "Завод фасадных технологий", ООО "ВЗЭФ", ЗАО "Авто-лада", ООО "Алюр", ОАО "Псковинком", ОАО "Псковский хлебокомбинат", ООО "Псковский инвестиционный центр", ООО "ПСПБ" ЗАО "Авто-Русь", ООО "Псковмясопром", "ОАО Псковский электромеханический завод", ООО "Профстройсервис", ООО "Псковинкомстрой", ЗАО "Евро-Керамика".

В период с 2005 по 2008 годы наблюдался рост инвестиций в экономику Псковской области. В 2006 году предприятиями области направлено инвестиций в основной капитал в размере 7,6 млрд. рублей, в 2007 году - 13,7 млрд. рублей, в 2008 году - 16,4 млрд. рублей.

Однако, в связи с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации в 2009 году произошло снижение инвестиционной активности: на развитие экономики и социальной сферы организациями Псковской области использовано 12,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в сопоставимых ценах на 25,1%.

В структуре инвестиций крупных и средних предприятий области наибольший удельный вес инвестиций в основной капитал приходился на обрабатывающие производства (30% в общем объеме инвестиций), государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное страхование (14%); сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (11%), оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов бытовых изделий и предметов личного пользования (11%).

Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал в обрабатывающих производствах направлены организациями, занятыми производством пищевых продуктов (51% от объема инвестиций в обрабатывающие производства), производством неметаллических минеральных продуктов (10%) и производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования (7%).

Несмотря на то, что в начале 2010 года в области наметилась тенденция роста инвестиций в основной капитал - за январь-февраль 2010 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили 352,3 млн. рублей (в 2009 году - 310,5 млн. рублей), темпы роста инвестиций в основной капитал невелики и составляют 10%.

Псковская область значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними областями - Новгородской и Ленинградской. Общий объем инвестиций в основной капитал в Псковской области на протяжении нескольких лет не превышает 1,2-1,6% от общего объема инвестиций в основной капитал в Северо-Западном федеральном округе.

Отставание обусловлено многими факторами и сложилось исторически.

Особенно заметно отставание области в привлечении инвестиций в направлении, связанном с развитием инфраструктуры инвестиционных площадок.

В настоящее время в области нет территории развития с развитой инженерной инфраструктурой, которую можно было бы презентовать инвесторам для размещения новых крупных производств; не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.

Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены. Не налажено взаимодействие государственных органов власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в работе по подготовке для инвесторов инвестиционных площадок. Финансовые средства из областного и местных бюджетов на данные мероприятия практически не выделяются.

При этом, наличие площадок с развитой инженерной инфраструктурой является для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств в конкретном регионе.

В последние годы практически не осуществлялись презентационные мероприятия с целью продвижения инвестиционно-привлекательного имиджа Псковской области как в России, так и за рубежом.

Учитывая важность проблемы роста инвестиционной активности на территории Псковской области, работа по привлечению инвестиций должна носить системный характер и осуществляться программными методами. Необходимо обеспечить эффективное решение проблем в сфере привлечения инвестиций за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Без скоординированной деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, иных организаций в решении вопросов реализации эффективных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности и комплексного решения проблем, а также без концентрации финансовых ресурсов для разработки эффективных механизмов создания инфраструктуры инвестиционных площадок не представляется возможным стимулировать инвестиционную активность на территории области.

В условиях снижения объемов инвестиций в экономику области вследствие экономического кризиса и наличия постоянной конкуренции среди субъектов Российской Федерации за средства частных инвесторов, комплексное решение вопросов областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)", связанных с выработкой эффективных механизмов государственной поддержки инвесторов и с продвижением инвестиционно-привлекательного имиджа Псковской области, позволит обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в экономику области.

С целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Псковской области подпрограммой "Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Псковской области" (далее - подпрограмма 1) предусмотрено совершенствование механизмов оказания государственной поддержки инвесторам.

Одним из ключевых направлений работы является совершенствование инвестиционного законодательства области. Для этого подпрограммой предусмотрено внесение изменений в Закон области "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" с целью формирования законодательных условий для создания уполномоченной организации в сфере создания инфраструктуры инвестиционных площадок.

Необходимо налаживание взаимодействия Администрации области с федеральными органами власти с целью привлечения федеральных бюджетных ресурсов и внебюджетных источников инвестиций, развития механизма государственно-частного партнерства при реализации перспективных инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для экономики области.

Подпрограммой 1 предусмотрено заключение соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики с Министерством регионального развития Российской Федерации. Эта работа позволит при использовании механизмов государственно-частного партнерства привлечь федеральные бюджетные средства и средства внебюджетных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов.

Анализ инвестиционной активности в регионах Российской Федерации показывает, что для создания на территории области новых производств, складской, деловой и офисной инфраструктуры необходимо наличие развитой инженерной инфраструктуры.