Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" (с изменениями на 20 июня 2013 года)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     
2.1. Основные вызовы развитию культурно-познавательного туризма в Псковской области


2.1.1. Высокий уровень конкуренции на рынках специализации, обострившийся в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

Псковская область имеет четко выраженную специализацию на культурно-познавательном туризме. В настоящее время в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм. Традиционным конкурентом в сегменте культурного туризма для области выступает Новгородская область, положение которой по отношении к "ядру рынка" (Санкт-Петербургу) более выгодное.

По отношению к потокам въездного туризма Псковская область находится на периферии так называемого "Большого туристического кольца", куда входят Москва, Санкт-Петербург, "Золотое кольцо", и практически не получает потока иностранных туристов.

По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня", преимущественно с познавательными целями.

На рынках туризма выходного дня основными конкурентами Псковской области выступает большинство областей Золотого кольца, часть регионов северо-запада России (Новгородская область, Республика Карелия, Вологодская область, Калининградская область), ряд регионов Поволжья (для Московского рынка), сопредельные государства: Прибалтика, Финляндия и более отдаленные страны. Удешевление авиаперелетов, внедрение информационных технологий существенно расширяет географию конкуренции Псковской области в сегменте "выходного дня".

Основные конкуренты Псковской области в последние годы реализуют активную инвестиционную и маркетинговую политику в туризме, что позволило им:

а) запустить процесс инфраструктурного обновления;

б) существенно обновить и диверсифицировать предложение;

в) сформировать собственный "бренд".

Сохранение текущей ситуации для Псковской области обостряет риски "захвата" традиционных рыночных ниш области более форматизированными, технологичными, активными с точки зрения маркетинга и выгодно расположенными туристскими центрами, даже имеющими меньший культурный и исторический ресурс.

При этом текущий мировой финансовый и экономический кризис вряд ли позволит области в ближайшее время сократить отставание по качеству предоставляемых услуг, уровню развития инфраструктуры путем масштабных инвестиционных вложений. По большинству оценок, туристский сектор уже испытал существенное снижение инвестиционной активности, а финансовые потоки в отрасль возобновятся не ранее 2011 года.

2.1.2. Последствия мирового финансового и экономического кризиса заставляют переоценить значение туризма в экономике Псковской области.

Турпоток в Псковскую область составил 283 тыс. человек, что соответствует шестому месту среди регионов северо-запада России. В сфере туризма, отдыха и развлечения Псковской области занято 9607 человек - более 5 % занятых в экономике. При этом в структуре экономики Псковской области туристический комплекс на сегодняшний день оценивается всего в 1,2% валового регионального продукта (далее - ВРП). Несмотря на то, что этот показатель не учитывает мультипликативный эффект от туризма, недостаточно объективно оценивает значение отрасли для экономики области, пока реальный эффект от туристского потока достаточно мал. Так, если сопоставить данные опросов по затратам туристов со средней длительностью пребывания в 1,5 - 2 дня, экономика Псковской области получила от туризма в 2008 году не более 1,71 млрд. рублей, что очевидно меньше потенциала территории.

Туризм оказался одним из наиболее устойчивых секторов экономики области. В Псковской области в кризисном 2008 году произошло увеличение потока, которое составило 1 - 3%. При этом следует отметить, что в целом в России внутренний туризм менее пострадал от экономического кризиса, чем въездное и выездное направления. Псковская область в краткосрочной перспективе может использовать кризисные явления в экономике (падение курса рубля и соответствующее удорожание зарубежных поездок, снижение потребительской активности в "дорогих" сегментах отдыха и пр.) для развития туризма, замещающего выездной туризм, при условии формировании адекватного предложения по соотношению цена - качество. Однако, следует учитывать как усиление конкуренции на рынках внутреннего туризма, так и необходимость работать с долгосрочными факторами конкурентоспособности области.

В условиях "сжатия" рынка труда, осложнения ситуации в секторах традиционной индустрии, именно развитие туризма, способно не допустить роста безработицы. В начале 2009 года уровень безработицы в области составил 9,8%, что практически соответствует среднероссийскому показателю. Однако, если кризисные явления в экономике будут усугубляться, это может привести к росту безработицы и усилению социальной напряженности. Туризм в условиях прогноза среднесрочного снижения темпов роста ряда секторов специализации Псковской области (строительство и строительные материалы, электротехника, машиностроение) может стать "буфером" при реструктуризации экономики и рынка труда - вместить выбывающие кадры, обеспечить рост малого и среднего бизнеса.

Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации. Для городов Псковской области малые, "рассеянные" инвестиции могут служить источником развития, обновления городской среды в условиях снижения объемов крупных инвестиционных потоков: отмена крупных, "амбициозных" инвестиционных проектов, спад на рынке недвижимости и строительства и др.

2.1.3. При развитии туризма Псковской области требуется учитывать актуальные средне- и долгосрочные тенденции развития основных рынков специализации, а также изменение потребительских предпочтений.

Анализ тенденций долгосрочного развития рынков специализации свидетельствует о необходимости формирования "уникального" продукта, включающего весь спектр услуг: от размещения и питания до сувенирной продукции, местных продуктов питания, товаров потребления. Только в этом случае удастся воспользоваться относительно благоприятной конъюнктурной ситуацией.

Таблица 1. Тенденции развития существующих и потенциальных рынков специализации Псковской области

Рынок

Средние темпы роста

Тенденции на рынке

Возможности (ограничения) для Псковской области

Краткосрочные поездки с познавательными целями

10 - 15 %

Рост интереса к недорогим турам выходного дня. Возвратность за счет постоянного обновления (быстрый рост новых объектов показа). Расширение традиционных сезонов. Увеличение трат туристов на сопутствующие товары и услуги

(+) Привлекательность за счет относительно низкой стоимости услуг.
(-) Однообразие туров не создает потока возвратных туристов.
(-) Низкое качество оказания туристских услуг по сравнению с конкурентами. Ограниченные возможности времяпровождения

Городской культурный туризм

5 - 10%

Рост интереса россиян к внутреннему туризму. Удешевление самой поездки (дискаунтеры, хостелы). Расширение спектра продуктов и услуг и трат на них. Активный маркетинг малых и средних городов Европы и России

(+) Возможность наращивания потока туристов в Псков и малые города.
(-) Города Псковской области сами по себе не привлекательны для туриста.      
(-) Конкуренция с активными европейскими и российскими городами по разнообразию и качеству предложения, а также по отношению "цена/качество"

Деловой и конгресс-туризм

25 - 30%

Активное развитие выставочной и конгресс-сферы в России

(+) Возможность выхода на рынок за счет более низкой стоимости услуг.
(-) Удаленность от основных рынков, бедный собственный деловой календарь

Рекреационный туризм, в том числе сельский

15 - 20%

Рост интереса к природе, сельскому образу жизни со стороны горожан. Высокое значение местной специфики, уникальности, "подлинности". Всесезонность. Потребление товаров и услуг местного производства

(+) Возможность включиться в растущий внутренний рынок.
(-) Наличие активных конкурентов с более высоким уровнем развития инфраструктуры и рынка сельского туризма

Оздоровительный и лечебный туризм

20 - 25%

Активное развитие сектора в России

(+) Наличие ресурсов.
(-) Отсутствие инфраструктуры


Долгосрочные изменения "портрета" потребителей, которые необходимо учитывать при развитии туристской инфраструктуры:

1) индивидуализация - самостоятельность планирования и проведения отдыха: 70% россиян путешествуют без помощи турагентств, 66% используют Интернет-ресурсы при планировании поездки;

2) сокращение длительности и дальности поездки: рост спроса на "насыщенный" туризм выходного дня;

3) рост ценности экологичного и здорового отдыха;

4) ценность личного участия в реальной, но при этом аутентичной жизни, контакта с местными жителями - стремление к особенностям и традициям местной, в том числе родной культуры;