(В редакции распоряжения Администрации области от 02.12.2010 N 325-р)
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы целям и задачам социально-экономического развития области
Туристскую отрасль Псковской области по праву считают одной из наиболее перспективных, но в то же время недооцененных сфер экономики области.
Туризм является одним из трех наиболее приоритетных секторов экономики в силу:
1) высокого потенциала роста;
2) высокого уровня мультипликативного эффекта (влияния на другие секторы экономики: транспорт, сельское хозяйство, связь, общественное питание и т.д.);
3) высокого уровня влияния на развитие территорий (занятость населения, развитие малого бизнеса и т.д.);
4) возможности включения в экономический оборот слабоиспользуемых ресурсов (бальнеологических, рекреационных и прочих).
Основными ресурсами для развития туризма на территории области являются:
1) объекты историко-культурного наследия, а также культовые объекты;
2) ресурсы городской среды;
3) рекреационные ресурсы (озера, ландшафты);
4) экологические ресурсы, в том числе сеть особо охраняемых природных территорий.
В настоящее время наиболее активно используемым является первый тип ресурсов, что определило специализацию области на туристском рынке.
Сегодня в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм.
По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня" (средняя длительность пребывания 1,5 - 2 дня) преимущественно с познавательными целями.
Наличие традиционных брендов: Пушкинские Горы, Псково-Печерский монастырь, Изборск, Псков.
Основной проблемой туристического комплекса области является его низкая эффективность (в структуре экономики области туристический комплекс оценивается всего в 1,2% валового регионального продукта), что связано с:
1) устаревшим и неформатированным туристским продуктом;
2) неразвитостью секторов, обеспечивающих капитализацию туристской деятельности (творческие индустрии);
3) слабым развитием туристской инфраструктуры (гостиничной, общественного питания и т.д. - в особенности за пределами административного центра области);
4) низким уровнем городской среды и объектов рекреационного отдыха.
На выполнение поставленных целей и задач будут направлены мероприятия областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы" (далее - программа), в результате осуществления которых планируется повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Обозначенные выше проблемы требуют:
1) межведомственного подхода в реализации;
2) активизации действий со стороны органов местного самоуправления;