В период с 2005 по 2008 год наблюдался рост инвестиций в экономику Псковской области на фоне благоприятной макроэкономической ситуации, сложившейся в России. В 2006 году в Псковской области направлено инвестиций в основной капитал 7,6 млрд. рублей, в 2007 году - 13,7 млрд. рублей, в 2008 году - 16,4 млрд. рублей.
Однако, в связи с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации в Псковской области в 2009 году произошло снижение инвестиционной активности: на развитие экономики и социальной сферы организациями Псковской области было использовано 12,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в сопоставимых ценах на 25,1%.
В начале 2010 года наметилась тенденция роста инвестиций в основной капитал: за январь-февраль 2010 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили 352,3 млн. рублей (в 2009 году - 310,5 млн. рублей). Однако в условиях отсутствия комплексного подхода в решении проблемы повышения инвестиционной активности в регионе темпы роста инвестиций невелики и составляют 10%.
Несмотря на то, что в Псковской области для поддержки инвестиционной деятельности применяются формы поддержки инвесторов, зарекомендовавшие себя как одни из самых эффективных (предоставление налоговых льгот, государственных гарантий, а также сопровождение стратегических инвестиционных проектов), Псковская область значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними областями - Новгородской и Ленинградской.
При этом общий объем инвестиций в основной капитал в Псковской области на протяжении нескольких лет не превышает 1,2 - 1,6% от общего объема инвестиций в основной капитал в Северо-Западном федеральном округе.
Данное отставание обусловлено многими факторами и сложилось исторически.
Особенно заметно отставание региона в привлечении инвестиций в направлении, связанном с развитием инфраструктуры инвестиционных площадок.
В настоящее время в области нет территорий развития с развитой инженерной инфраструктурой, которую можно было бы презентовать инвесторам для размещения новых крупных производств, не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов. Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены.
Не налажено взаимодействие государственных органов области, органов местного самоуправления области в работе по подготовке для инвесторов инвестиционных площадок. Финансовые средства из областного и местных бюджетов на мероприятия по подготовке площадок для реализации инвестиционных проектов практически не выделялись.
При этом наличие площадок с развитой инженерной инфраструктурой является для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств в конкретном регионе.
В последние годы практически не осуществлялись презентационные мероприятия с целью продвижения инвестиционно привлекательного имиджа Псковской области как в России, так и за рубежом. Средства на данные цели в областном бюджете не предусматривались.
В такой ситуации вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода может стать дальнейшее отставание от соседних регионов в сфере привлечения инвестиций и недостаточный рост инвестиционной активности инвесторов в послекризисный период, обусловленный отсутствием развитой инвестиционной инфраструктуры региона и недостаточной информированностью инвесторов об инвестиционных возможностях Псковской области.