Действующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Молодое поколение Псковской области (2010-2012 годы)" (с изменениями на 15 октября 2012 года)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р (далее - Стратегия), государственная молодежная политика понимается как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России. Приоритетными направлениями реализации молодежной политики являются: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, повышение созидательной активности молодежи и интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Реализация отмеченных в Стратегии приоритетных направлений государственной молодежной политики связана с положением молодежи и тенденциями, характерными для молодежной среды, на уровне области.

Областная долгосрочная целевая программа "Молодое поколение Псковской области (2009-2011 годы)" (далее - Программа) направлена на реализацию государственной молодежной политики на территории области и призвана обеспечивать условия для всестороннего развития личности молодого человека, поддержки молодежных общественных объединений.

Молодое поколение области сегодня - это более 177 тыс. человек или 25% всего населения области, практически половина из них - 81 тыс. человек, проживает в городах Псков и Великие Луки.

Молодежь - наиболее перспективная часть населения, ее роль в социально-экономическом развитии области чрезвычайно велика: за счет реализации успешной молодежной политики должна сформироваться наиболее мобильная и интеллектуально развитая часть населения, обеспечивающая достижение целей развития области и повышения конкурентоспособности области.

Молодежь - специфическая целевая группа, одновременно сильная и слабая. Преимущество молодежи заключается в том, что она обладает наиболее высоким относительно других возрастных групп инновационным потенциалом. Молодые люди уже получили многие знания и навыки, но еще не утратили привычку учиться. С другой стороны, именно в этом возрасте жизненные ориентиры, в соответствии с которыми инновационный потенциал будет реализовываться, еще неустойчивы, они только формируются и корректируются. Поэтому для молодежи важна поддержка со стороны людей, обладающих жизненным опытом, что позволяет адаптировать интересы молодого человека к вероятным вызовам в дальнейшей профессиональной жизни, сориентировать пока неявно выраженные жизненные приоритеты.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.

В то же время, перед областью стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет область из-за проблем, связанных с миграцией молодых людей в соседние регионы.

Негативное влияние на реализацию государственной молодежной политики оказывают недостаточная нормативная база молодежной политики на федеральном и областном уровнях, нестабильность структуры органов по делам молодежи, недостаточное финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение сферы молодежной политики, отсутствие достоверной статистической информации, позволяющей объективно оценивать проблемы в молодежной среде и находить возможные варианты их решения.

В настоящее время особенно остро стоит проблема нормативного правового обеспечения государственной молодежной политики. Ряд федеральных законов содержат отдельные нормы по вопросам молодежной политики, и в большинстве субъектов Российской Федерации приняты соответствующие законы, однако, в связи с проведением бюджетной реформы и разграничением полномочий между различными уровнями власти складывается ситуация, при которой в муниципальных образованиях ликвидируются органы по делам молодежи, уменьшается финансирование программ молодежной политики и, как следствие, свертывается сама система работы с молодежью. Но наряду с негативными тенденциями, немаловажным является тот факт, что как с органов местного самоуправления, так и с исполнительных органов субъектов Российской Федерации не снимается задача по реализации многих направлений государственной молодежной политики.

В настоящее время в сфере молодежной политики в области действует 20 молодежных общественных организаций, 25 общественных организаций и 7 автономных некоммерческих организаций, работающих с молодежью. На территории области осуществляют деятельность Молодежный парламент, Псковское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России", Псковское региональное молодежное общественное движение "Союз студенческих отрядов", Псковская областная общественная организация Российского Союза Молодежи, автономная некоммерческая организация "Детско-молодежный военно-патриотический клуб "Высота", автономная некоммерческая организация "Патриот" и ряд других.

Несмотря на положительную динамику деятельности молодежных общественных организаций, качество работы большинства из них остается низким из-за отсутствия полномочий по реализации общественных молодежных инициатив. Так, органы государственной власти осуществляют практическое взаимодействие лишь с небольшим количеством из официально зарегистрированных молодежных общественных организаций, молодежные проекты не используются в должной мере, что не позволяет использовать инновационный потенциал общественного молодежного движения.

Важную роль в социальной политике современной России и области как ее составной части играет патриотическое воспитание молодежи. Актуальность проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу. Развитие патриотизма - один из путей повышения общественной активности молодежи, направленной в здоровое общественно-полезное русло. В период выполнения областной долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Псковской области (2006-2010 годы)" были заложены организационные основы государственной молодежной политики в сфере патриотического воспитания, отработаны механизмы ее реализации. Реализация Программы позволит продолжить работу в данном направлении.

Эффективная организация работы с молодежью возможна только в условиях комплексного подхода к реализации молодежной политики в области, который нашел отражение в Программе.

Программа предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам молодежной политики. Создание вертикальной модели реализации молодежной политики с развитием соответствующих органов по делам молодежи в муниципальных образованиях области позволит построить единую систему молодежной политики. Реализация Программы будет содействовать развитию системы взаимодействия с муниципальными образованиями области. В рамках Программы будет оказываться информационная и методическая поддержка специалистов сферы молодежной политики муниципальных образований через организацию конференций, семинаров, участие в курсах повышения квалификации, издание информационно-аналитических и методических материалов. Участвуя в конкурсах проектов, муниципальные образования имеют возможность привлечь для их реализации на условиях софинансирования средства областного бюджета. Программа дает возможность выстроить систему участия молодежи в различных конкурсных молодежных мероприятиях по уровневому принципу: районный (или городской) уровень, областной и всероссийский уровень. Таким образом, решение вышеозначенных проблем наиболее эффективно может осуществляться с использованием программно-целевого метода.

Программа определяет содержание основных мероприятий по реализации на территории области государственной молодежной политики, обеспечивает правовые и организационные условия для координации действий органов исполнительной власти области, оказывает влияние на управленческие и организационные действия органов местного самоуправления. Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики в Псковской области путем перехода на проектную деятельность.