Положение
о проведении эвакуационных мероприятий на территории города Пскова при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Общие положения.
1.1. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) настоящее Положение определяет основные принципы организации, планирования и особенности проведения эвакуации населения, задачи эвакуационных органов, ответственность должностных лиц за их подготовку и осуществление эвакомероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на территории города Пскова.
1.2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении:
а) зона временного отселения - территория, откуда при угрозе возникновения или во время возникновения ЧС эвакуируется или временно отселяется население в целях его безопасности;
б) безопасный район - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально-опасные объекты экономики, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны ЧС;
в) эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или возможной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах;
г) жизнеобеспечение населения в ЧС - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в безопасных районах;
д) реэвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) эвакуированного населения из безопасных районов в пункты постоянного проживания.
1.3. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение, химическое заражение местности, землетрясение, затопление и др.), охватом эвакуационными мероприятиями, масштабами ее реализации и численностью вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью ее проведения. Этими же факторами определяется вид эвакуации.
1.4. Виды эвакуации населения:
а) в зависимости от охвата населения эвакуационными мероприятиями:
- общая эвакуация - эвакуация населения всех категорий из зоны ЧС;
- частичная эвакуация - эвакуация населения некоторых категорий (нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования) из зоны ЧС;
б) в зависимости от времени и сроков проведения:
- упреждающая (заблаговременная) - эвакуация населения из опасной зоны в упреждающем порядке на основании краткосрочного прогноза возможности возникновения аварии или стихийного бедствия;
- экстренная (безотлагательная) - эвакуация населения из опасной зоны в короткое время, как правило, до начала воздействия на людей поражающих факторов.
в) в зависимости от масштабов развития ЧС и численности выводимого населения:
- локальная;
- муниципальная;
- региональная.
1.5. Эвакуация населения осуществляется по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым вывод (вывоз) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учреждений и профессионально-технических училищ организуется по организациям и учебным заведениям, а эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
1.6. Размещение и нахождение эвакуированного населения осуществляется в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от складывающейся обстановки.
Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование пунктов временного размещения, развёртываемых в школах, гостиницах, кинотеатрах и т.п. (Приложения 1, 2). Возможно использование туристических баз, санаториев, пансионатов, садово-огороднических товариществ.
2. Руководство и управление эвакуацией.
2.1. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для вида опасности критериям и обстоятельствам, послужившим основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС.
2.2. Ответственность за организацию проведения эвакуации населения на территории города Пскова и подведомственных территориях возлагается на Администрацию города Пскова и руководителей организаций соответственно.
2.3. В зависимости от срочности проведения эвакуации, ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации решение на приведение в готовность эвакуационных органов, объявление и проведение эвакуации на подведомственной территории принимают председатели соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) города Пскова и организаций.
2.4. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально-опасного объекта или руководителя работ по ликвидации последствий ЧС.