Необходимость разработки настоящей Программы обусловлена тем, что решение проблемы занятости граждан, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, содействие их адаптации к новым экономическим условиям, повышение конкурентоспособности на рынке труда и профессиональной занятости является жизненно важной задачей.
По сведениям Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Псковской области (далее - УФСИН России по Псковской области) ежегодно численность граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, с местом проживания в Псковской области составляет около 2,8 тыс. человек. В то же время численность граждан, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества и нуждающихся в трудоустройстве, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, составляет около 1,0 тыс. человек. К ним относятся граждане, условно осужденные, осужденные к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, женщины, которым по решению суда предоставлена отсрочка отбывания наказания.
В службу занятости обращается за содействием в трудоустройстве лишь некоторая часть от общего количества граждан, отбывших наказание в учреждениях пенитенциарной системы, и граждан, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. За 2007 год в органы службы занятости населения Псковской области обратились 130 граждан из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и 117 граждан, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. За 2008 год численность граждан данных категорий, обратившихся в органы службы занятости населения Псковской области, составила 176 и 104 человека соответственно или 1 % от общего числа обратившихся.
Таблица 1 Сведения о гражданах, обратившихся в органы службы занятости Человек | ||||
Лица, освободившиеся из мест лишения свободы (по данным Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения) | Лица, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера (по данным уголовно-исполнительных инспекций) | |||
2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Обратилось | 130 | 176 | 117 | 104 |
Признано безработными | 27 | 58 | 44 | 47 |
Трудоустроено | 52 | 37 | 23 | 12 |
Направлено на профобучение | 1 | 7 | - | - |
Оказаны услуги по профессиональной ориентации | 82 | 144 | - | - |
Оказаны услуги по психологической поддержке | 3 | 3 | - | - |
Приняло участие в оплачиваемых общественных работах | - | - | - | - |
Трудоустроено в рамках мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы | 7 | 5 | - | - |
Действия органов службы занятости населения, направленные на повышение конкурентоспособности и содействие занятости указанных категорий граждан, позволили в 2008 году:
подобрать подходящую работу для 49 граждан (17,5% из общего числа обратившихся);
направить на профессиональное обучение 7 человек (2,5% от общего числа обратившихся);
трудоустроить в рамках мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 5 человек (1,7% от общего числа обратившихся);
оказать услуги по профессиональной ориентации 144 человекам;
оказать услуги по психологической поддержке 3 гражданам (0,17 % от граждан этой категории).
Численность граждан, освободившихся из мест лишения свободы, на конец 2007 года составила 2665 человек, обратилось в службу занятости 130 человек или 4,9% от освободившихся из мест лишения свободы.
На конец 2008 года численность данной категории граждан увеличилась и составила 2906 человек. Численность условно осужденных составила 1646 человек.
Одним из возможных способов решения проблемы занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, является разработка и реализация целевых комплексных программ и специальных мероприятий, ориентированных на снижение социальных последствий, возникающих в период их адаптации после отбытия наказания. Укрепление сотрудничества службы занятости со всеми заинтересованными организациями и ведомствами, призванными содействовать занятости данных категорий граждан, - залог успешного решения этой проблемы.
В большей части эффективность трудоустройства граждан, освободившихся из мест лишения свободы, зависит от позиции работодателей, которые нередко уходят от ответственности, когда дело касается приема на работу лиц данной категории. В этом случае лишь последовательность в выстраивании партнерских отношений приводит к желаемым результатам.
Многие трудоспособные граждане, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы, оказываются невостребованными на рынке труда и попадают в так называемую группу риска, что повышает опасность рецидива. Поэтому особое значение в современных условиях приобретают формы и методы профориентационной работы с лицами, отбывшими уголовное наказание. Система формирования психологической готовности к поведению на рынке труда включает в себя методы информационно-просветительского, справочного характера, индивидуальное профконсультирование.
Проблемы трудоустройства данных категории граждан существуют, а значит, их нужно решать, и государство в лице службы занятости населения - надежный и заинтересованный помощник в решении этих проблем.
Взаимодействие органов службы занятости населения с работодателями, подразделениями УФСИН России по Псковской области, администрациями муниципальных образований в рамках программно-целевого подхода позволит более результативно решать вопросы занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
В Программе предусматривается дальнейшее совершенствование комплексной системы содействия занятости данной категории граждан, основанной на дифференцированном подходе и адресном использовании эффективных форм и методов работы по всем направлениям.