Программно-целевой подход в системе образования позволяет эффективно планировать развитие образовательных учреждений, создание новых или внедрение имеющихся инновационных социально-педагогических механизмов, координировать деятельность субъектов образовательного пространства области, создавая тем самым основы для его единства, что в свою очередь увеличивает результативность проводимых мероприятий. Данный подход особенно актуален в период осуществления широкомасштабных мероприятий, направленных на модернизацию отечественного образования.
Программа является основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования и формирования системы образования Псковской области как единого образовательного комплекса. Она определяет стратегию и основные направления развития системы образования на 2009-2011 годы.
Программа является фактическим продолжением областной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2007-2010 годы".
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации указанной программы в 2007-2008 годах, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество.
Необходимо реализовать следующие мероприятия по развитию образования в течение 2009-2011 годов:
повышение качества и доступности образования, создание условий для реализации инновационных и индивидуальных образовательных программ (дошкольного, общего, специального и дополнительного образования);
развитие профессионального образования (начального, среднего и высшего);
рост уровня воспитательного потенциала образования;
повышение эффективности обеспечения педагогическими кадрами, создание условий для непрерывного образования;
создание стабильно работающей системы повышения квалификации, переподготовки кадров и переобучения работающих в системе образования, высвобождающихся в результате модернизации и оптимизации этой системы;
развитие государственно-общественного характера управления образованием;
создание эффективной системы оценки качества общего и профессионального образования;
обновление финансовых механизмов управления образованием;
повышение качества ресурсного обеспечения системы образования области:
а) внедрение современных информационных технологий;
б) апробация учебно-методических комплектов;
в) создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников.
В целях обеспечения устойчивого инновационного развития системы образования, ориентированного на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам и интересам области, необходимо продолжить участие в федеральных экспериментах, российских проектах, условиями которых предусмотрено долевое финансирование.
Наиболее актуальным для системы образования области является организация сопровождения и материальная поддержка реализации Приоритетного национального проекта "Образование" в части:
поощрения лучших учителей;
стимулирования общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
оснащения общеобразовательных учреждений учебным и спортивным оборудованием;
поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи;
капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений.
Затрат потребует модернизация дошкольного, общего, специального и дополнительного образования, апробация и внедрение новых учебных планов и программ, дистанционного обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные заведения.
В числе важнейших задач - совершенствование профессионального образования. В ходе реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования необходимо создание ресурсных центров, внедрение новых технологий, совершенствование станочного оборудования.
Учитывая важность повышения уровня воспитательного потенциала образования, предусматривается ряд инновационных мер, направленных на повышение уровня социальных, гражданских и правовых компетенций обучающихся.
Необходимо обновление системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переход на блочно-модульные принципы обучения, внедрение дистанционных форм обучения педагогических и руководящих кадров, поддержка молодых специалистов, ветеранов педагогического труда как наиболее незащищенных категорий педагогической среды.