Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы.
Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.
Учитывая тот факт, что Российская Федерация получила право проведения в 2014 году ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи, к решению основных задач по развитию физической культуры и спорта и подготовке спортивного резерва Псковской области необходимо подойти комплексно.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Общее число регулярно занимающихся физической культурой и спортом в области составляет 11,9 % (в странах Западной Европы этот показатель достигает 40 %);
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране. Согласно социальному нормативу, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации N 1063-р от 03.07.1996, пропускная способность спортсооружений (на 10 тыс. человек) должна соответствовать 1,9 тыс. человек. В Псковской области этот показатель равен 466 человекам, что составляет 25 %, т. е. в 4 раза меньше нормы;
недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Реализация областной целевой программы "Развитие сети спортивных плоскостных сооружений в Псковской области в 2008 - 2010 гг." позволит за три года решить большинство указанных проблем при максимально эффективном управлении государственными финансами.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Основные программные мероприятия связаны с развитием массового спорта, включая:
строительство универсальных спортивных площадок;
реконструкцию школьных стадионов;
реконструкцию стадионов районных центров;
пропаганду физической культуры и спорта;
осуществление мониторинга оценки населением проводимых мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и динамики доли жителей Псковской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
При реализации мероприятий Программы в полном объеме показатель систематических занятий физической культурой и спортом населения предполагается увеличить с 11,8 процента в 2008 году до 14 процентов к 2011 году.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление запланированных темпов развития инфраструктуры.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме муниципальными образованиями Псковской области принятых по Программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию инфраструктуры массового спорта в регионе и диспропорциям в отчетных показателях.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего муниципальные образования Псковской области выполнять принятые на себя обязательства;