Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Культура Псковского региона в 2007-2010 годах" (с изменениями на 16 декабря 2010 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Современный контекст культурных процессов, специфика российской культуры позволяют с уверенностью говорить о возрастающей роли культуры в модернизации современного общества. Культура становится важнейшим фактором развития области, формирует ее привлекательный образ, что особенно актуально для таких территорий, как Псковская область, одним из основных ресурсов развития которой является богатейшее культурное наследие.

Основой развития отрасли в минувшие годы стала реализация областной целевой программы "Культура Псковского региона в 2001 - 2005 годах". Несмотря на то, что программа ежегодно финансировалась не в полном объеме (в среднем она была профинансирована на 30 процентов от утвержденной суммы), за пять лет был реализован большой комплекс мероприятий по сохранению и развитию культуры и искусства области.

Наличие программы позволило привлечь дополнительные средства из федерального бюджета в объеме более 100 млн. рублей на реставрацию памятников истории и культуры, расположенных на территории области, и около 10 млн. рублей на другие мероприятия.

Программа позволила определить основные приоритеты сферы культуры. Культурную жизнь области определяли: Пушкинский праздник поэзии, Пушкинский театральный фестиваль, фестиваль русской музыки в Пскове и в музеях-усадьбах композиторов М.П.Мусоргского и Н.А.Римского-Корсакова, фестиваль народной музыки, посвященный памяти Б.С.Трояновского, Рождественские музыкальные вечера. За счет фестивального движения проводилось обслуживание жителей села, в том числе детей.

Вместе с тем сегодня необходим выход на новый уровень проведения мероприятий, позволяющий позиционировать Псковщину как форпост русской культуры.

В области сформировалась отраслевая система организации непрерывного профессионального образования в сфере культуры. Особую актуальность в последние годы приобрела работа с одаренными, профессионально ориентированными детьми.

Вместе с тем недофинансирование не позволило обеспечить в полной мере реализацию программных мероприятий по приоритетным направлениям.

В сфере профессионального искусства отсутствие средств не позволило перейти к этапу развития. Отсутствовала практика социально-творческого заказа на постановку новых спектаклей и программ. Практически не финансировалась деятельность учреждений культуры по организации гастролей за пределами области, объемы ежегодных средств на обслуживание сельских жителей не превышали 10 - 30 тыс. рублей. Участие творческих коллективов учреждений искусств в международных и межрегиональных культурных проектах почти не финансировалось, что сказывалось на их профессиональном уровне.

Оснащение учреждений искусства соответствует уровню 80-х годов, использование новых технологий невозможно по причине отсутствия современного оборудования и технических средств. Состояние материальной базы не соответствует требованиям времени и запросам современного потребителя.

Ухудшается ситуация с сохранением памятников истории и культуры, расположенных на территории области. Более 50 процентов памятников находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в срочном противоаварийном и консервационном ремонте. Только 35 процентов памятников истории и культуры паспортизировано. Ежегодно в области происходит утрата десяти памятников. Памятники, в которых расположены учреждения культуры и искусства, нуждаются в капитальном ремонте, так как их ремонт не производился в течение 20 - 25 лет.

Процессы глобализации и связанная с ними экспансия массовой культуры приводят к утрате нематериального культурного наследия. За 10 лет не состоялось ни одной фольклорно-этнографической экспедиции. Собранный этнографический материал более 15 лет хранится на старых носителях, и хранение его в этом состоянии грозит утратой. Острой остается и проблема обеспечения отрасли профессиональными кадрами, владеющими специальными знаниями в сфере сохранения нематериального культурного наследия как на областном, так и на муниципальном уровнях.

Резко снизились темпы пополнения музейных фондовых коллекций, крайне медленно идет процесс каталогизации фондов, значительная часть коллекций требует реставрации, перевода на новые носители. Из-за нехватки экспозиционных площадей основная часть уникальных коллекций недоступна для посетителей. Выставочная деятельность осуществляется на старом выставочном оборудовании 80-х годов. Отсутствие специализированного фондохранилища не позволяет принять археологические коллекции. Доступ к музейным коллекциям жителей села существенно ограничен.

Созданный потенциал информационных ресурсов в сфере культуры области требует финансовой и организационной поддержки. Необходимо постоянное переоснащение учреждений культуры компьютерной техникой, обеспечение лицензионными программами, дальнейшее формирование локальных сетей, поддержка информационных и Интернет-центров. В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности культуры в большей мере зависит от увеличения удельного веса ее информационной составляющей, что требует разработки и производства новых информационных продуктов, а также поддержки инновационных проектов и "творческих дебютов".

Обеспечение доступности культурных благ для населения области происходит только за счет фестивального ресурса и поэтому охватывает лишь незначительную часть жителей. С 1999 по 2006 годы число гастролей филармонии в пределах области уменьшилось с 10 до 5, театров - с 70 до 9. Восстановление культурного обмена, проведение культурных акций для жителей села требует бюджетного финансирования.

Сложной остается ситуация с обеспечением доступности киноискусства для населения области.

Финансирование киносети и кинопроката в области последние 5 - 6 лет из областного бюджета отсутствовало, а из муниципальных бюджетов было крайне ограничено. Это привело к закрытию действующих кинотеатров и киноустановок: в частности, за 15 лет из 980 постоянно действующих осталось 26.

В области существует лишь один специализированный детский кинотеатр в городе Пскове.

Вместе с тем кино остается важнейшим видом художественной культуры, формирующим нравственно-эстетические и духовные ориентиры людей, поэтому обеспечение доступности киноискусства для жителей села на современном уровне возможно через создание кинопередвижных комплексов.

Административная и бюджетная реформы поставили задачи по уточнению принципов формирования культурной политики области. Одним из главных инструментов государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества остается социальный заказ на производство культурных благ. В основе поддержки творческого и инновационного процесса Программой предусматривается проведение конкурсов в сфере профессионального искусства и народного творчества.

Обостряется проблема кадров. Происходит естественный процесс старения кадров. В связи с низкой оплатой труда идет отток кадров в другие сферы деятельности, не происходит пополнения молодыми кадрами, нарушается процесс преемственности и передачи профессиональных знаний. Это требует комплексных мер по выявлению молодых дарований, подготовке и переподготовке кадров.

Решение перечисленных проблем требует осуществления комплексных мер, их финансового обеспечения, которое возможно только через программный метод управления.