6.1.1. Совокупность оценочных показателей
Эффективность Программы в целом рассчитывается на основе показателей эффективности участвующих в ней инвестиционных проектов.
Эффективность любого инвестиционного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников, основными из которых являются: организация-реципиент, государство, область. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" и Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Минэкономразвития России, Минфином России и Госстроем России 21 июня 1999 г. (вторая редакция), используются следующие основные показатели эффективности инвестиционного проекта:
- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для федерального и регионального бюджетов;
- показатели социальной эффективности, отражающие последствия реализации проекта для населения региона и внебюджетных социальных фондов.
При этом различают показатели эффекта, рассчитываемые единообразно как превышение результатов реализации проекта над затратами и эффективности, рассчитываемые исходя из эффекта на единицу вложенных средств.
Рассчитанный для определенного момента времени эффект называется текущим, соответствующие интегральные эффекты определяются как суммы текущих эффектов за определенный период реализации Программы.
Коммерческий эффект отдельных проектов и их совокупности определялся по величине денежного потока через систему стандартных показателей - срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности.
Бюджетный эффект Программы рассчитывается как разность между суммой бюджетных эффектов инвестиционных проектов Программы и средствами, направляемыми из соответствующих бюджетов на развитие инфраструктуры.
Под социальным эффектом проекта понимается величина, складывающаяся из выплачиваемой заработной платы и поступлений в социальные фонды, образующихся в результате реализации проекта. Кроме этого, при расчете социального эффекта учитывается экономия средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам региона, если бы не были сохранены существующие рабочие места в организации, реализующей проект, и не были бы созданы новые. При определении коммерческой и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются.
Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе социальных результатов проекта не подлежат. Важной составляющей социальных результатов инвестиционного проекта является изменение количества рабочих мест в регионе.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения области в результате реализации Программы рассматривается изменение:
- величины валового регионального продукта;
- объема промышленного производства;
- суммы налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории области, и связанный с этим бюджетный эффект;
- количества рабочих мест и связанный с этим социальный эффект
6.1.2. Решение экономических задач
Результаты реализации Программы приведены в таблице 6.1, в которой показан прирост годовых значений основных показателей экономического развития в 2010 и 2015 гг. при условии выполнения всех проектов и мероприятий Программы.
Таблица 6.1
Прирост основных экономических показателей в результате реализации Программы (в ценах 2005 г.)
Исходное состояние | Прирост за счет реализации Программы | |||||||
2004 г. | 2010 г. | 2015 г. | ||||||
Наименование показателя | всего (млрд. руб.) | на душу населения (тыс. руб./чел.)* | всего (млрд. руб.) | на душу нас. (тыс. руб. /чел.)* | то же в % | всего (млрд. руб.) | на душу нас. (тыс. руб. /чел.)* | то же в % |
ВРП | 36,7** | 49,1 | 10,4 | 13,9 | 28,2 | 14,1 | 18,9 | 38,6 |
Объем промышленной продукции | 24,7 | 33,0 | 17,9 | 23,9 | 72,4 | 26,5 | 35,5 | 148,4 |
* - для расчета принималась численность населения на конец 2003 г.
** - данные по ВРП за 2003 г. в ценах 2005 г.
Повышение уровня жизни населения области в значительной степени станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономическом развитии предприятий - субъектов Программы, основной показатель которого - прирост валового регионального продукта - только за счет реализации Программы в 2010 г. составит 28,2 % к уровню 2003 г.
Лесопромышленный комплекс