Действующий

Об утверждении Программы экономического и социального развития Псковской области на 2006-2010 годы

Глава 5. Механизм реализации программы  

"Программа экономического и социального развития Псковской области на 2006-2010 гг." является региональной целевой программой с федеральным участием и осуществляется на правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам программной разработки и направлениям решения актуальных проблем социально-экономического развития России. Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами экономической политики государства; их состав отражает указания Правительства России о развитии хозяйства данного субъекта Российской Федерации, а также решения Администрации Псковской области и Псковского областного собрания депутатов.

Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы:

- стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития хозяйственного комплекса области в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов);

- экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий;

- правовые рычаги влияния на экономическое развитие области (совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы;

- механизмы приоритетного развития лесного комплекса, туризма, малого и среднего бизнеса, как значимых отраслей экономики области;

- организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).

Вопросы финансирования мероприятий и проектов Программы в очередном финансовом году будут решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде, что обеспечит необходимую информационно-аналитическую поддержку принятия решений для реализации Программы по годам с учетом:

- полноты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого использования средств, выделяемых на реализацию Программы;

- финансирования Программы по годам, источникам и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы;

- заявленных в Программу объемов финансирования мероприятий Программы из федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников.

Таким образом, в механизм реализации Программы закладывается определенный динамизм системы программных мероприятий, параметры которого определяются результатами мониторинга выполнения Программы и результатами ежегодных инвестиционных конкурсов подпрограмм и проектов. Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющей на экономику Псковской области.

Для осуществления Программы предусматривается использовать кредитно-денежный механизм, государственную контрактную систему на закупку и поставку продукции, лизинг, целевые дотации и субсидии областного бюджета.

Приграничный характер, приобретенный областью, и отсутствие утвержденной границы с Эстонией делают необходимым акцентирование внимания на развитии международного, в том числе приграничного сотрудничества (включая создание совместных фирм), развитии межстрановой транспортной инфраструктуры (включая создание пунктов пропуска), укреплении нормативно-правовой базы, регулирующей приграничное взаимодействие, совершенствования законодательства о межбюджетных отношениях.

Критический уровень демографического развития, когда численность населения области уменьшается темпами, превосходящими показатели всех российских регионов, диктует необходимость проведения определенных законодательных (институциональных) преобразований, в том числе принятия областных законов о семье, о демографической политике, о мерах социальной поддержки населения, о социальной поддержке многодетных семей, о предоставлении мер социальной поддержки категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.

Особое внимание на начальном этапе реализации Программы уделяется выполнению небольшого числа первоочередных проектов, ориентированных на скорейшее решение основных задач Программы. Это проекты, обеспечивающие быстрые и наибольшие поступления в бюджет области, а также проекты, реализация которых позволит создать наибольшее количество рабочих мест на имеющихся производственных мощностях. Кроме первоочередных проектов, на начальном этапе реализации Программы планируется осуществление ряда мероприятий социального характера, призванных смягчить наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения, образования и обеспечения социальных стандартов жизни.

Учитывая недостаточность финансовых средств в экономике и социальной сфере области, и важность ряда проектов для Российской Федерации в целом, в Программу включены проекты и мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет средств федерального бюджета. Перечень проектов и мероприятий, предлагаемых для софинансирования за счет средств федерального бюджета, приведен в Приложении 3.