Псковская область, расположенная вблизи западной границы России, обладает потенциалом развития в долгосрочной перспективе, но для его реализации необходимо использовать инновационные подходы, основанные на оптимальном учете стратегических тенденций в развитии Российской Федерации и специфических возможностей Псковской области.
При развитии отношений России со странами Европейского Союза через область вполне могут проходить транзитные транспортные коридоры на порты Балтийского моря. Вместе с тем необходимо учитывать, что Европейский Союз накладывает определенные ограничения на вновь принятые страны в части организации самостоятельного внешнеторгового сотрудничества. И подобные ограничения (по времени) могут действовать по всей глубине текущего стратегического прогноза развития области. Сейчас процесс реализации стратегии развития ОАО "РЖД" совмещается с процессом активного корпоративного строительства, поэтому реальные возможности нововведений в стратегию корпорации могут открыться после 2010 года, когда ОАО "РЖД" четко стратегически позиционирует себя как владельца инфраструктуры и перевозчика. Тем не менее, проблема развития транспорта на территории области должна решаться, как через создание новых и совершенствование существующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, так и через обновление подвижного состава железнодорожного транспорта. В стратегической перспективе железнодорожный транспорт области не утратит своего значения не только для обеспечения связности территории, но и как источник развития области (развития в зоне железной дороги).
Перспективы развития транспортного коридора по автомобильным дорогам области напрямую зависят от возможности развития сотрудничества с иностранными компаниями-перевозчиками. Идея подобного сотрудничества заключается в использовании разницы в стоимости перевозки товаров по территории России с использованием иностранного персонала и иностранных автомобилей-тягачей и стоимости перевозки товара с использованием российского персонала и российских автомобилей тягачей. Идея тем более актуальна, что в стратегической перспективе вполне возможны ограничения на грузоперевозки по дорогам Западной Европы с использованием российских автомобилей-тягачей из-за введения более жестких европейских экологических стандартов.
Отдельной проблемой для области является возможность потери связности территории из-за перевода ряда автомобильных дорог в ведение муниципальных образований. Таким образом, может остаться только связность областного центра с районными центрами (центрами муниципальных образований), в то время как внутри муниципального образования, не имеющего собственной достаточной доходной базы, автомобильные дороги могут прийти в негодность. Что может сказаться на снижении туристической привлекательности объектов области.
Перспективы сотрудничества области с Европейским Союзом ограничены интересом последнего к преимущественно сырьевой ориентации российского экспорта, в то же время вполне возможна конкуренция области за привлечение корпоративных инвестиций из стран Европейского Союза, используя относительно дешевую рабочую силу и низкую стоимость земельных участков. Повышенные экологические требования в странах Европейского Союза будут благоприятствовать выводу за его пределы таких производств, как целлюлозно-бумажные, биотехнологические и мебельные (производство мебельной плиты на полимерном связующем). При этом область в полной мере может воспользоваться преимуществом своего географического положения, как наиболее близкой территории к границам Евросоюза. Серьезным препятствием на пути привлечения иностранных корпоративных инвестиций на территорию области может явиться неготовность ряда предприятий области привлекать инвестиции в виде продажи пакетов акций предприятия вследствие небольших размеров уставных капиталов и невысокой капитализации предприятий. Ситуация может усугубиться отсутствием как в области, так и в России полноценных инвестиционных банков, способных квалифицированно и эффективно провести андеррайтинг ценных бумаг предприятия. Расчет на развитие новых производств за счет привлечения иностранных кредитов может не вполне оправдаться из-за недостаточного развития бюро кредитных историй или отсутствия открытых кредитных историй предприятий. Несомненно, благотворное влияние на возможности привлечения кредитов в крупных объемах могло бы оказать развитие рынка корпоративных заимствований (эмиссий облигаций) при поддержке администрации области в виде компенсации части ставки купонного дохода. По крайней мере, это могло бы позволить коммерческим банкам области использовать часть коротких пассивов для кредитования длинных активов, а предприятиям создать полноценные кредитные истории. В долгосрочной перспективе весьма вероятен рост ставок заимствований, как на финансовых рынках США, так и на рынках Западной Европы.
В исследовании перспектив сотрудничества с компаниями стран Европейского Союза также целесообразно рассмотреть вопрос о возможности размещения на территории области сборочных производств.
К конкурентным преимуществам промышленности Псковской области можно отнести: близость к зарубежным рынкам сбыта и их доступность из-за развитой дорожной сети; низкие затраты на транспортировку товаров; близость таможенной инфраструктуры; наличие резервов производственных мощностей; наличие квалифицированных кадров и вузов по соответствующему профилю; внедрение на предприятиях области международных систем качества ISO 9000. Вместе с тем, приграничное положение области приводит в условиях незащищенности отечественного рынка к жесткой конкуренции на товарном рынке области, особенно в части поставок на рынок продукции из Китая. Ряд предприятий области выпускает комплектующие изделия, в результате чего основная добавленная стоимость остается у предприятия, расположенного за пределами области и выпускающего конечную продукцию. Система профессионально-технического образования не успевает за потребностями рынка, что привело к дефициту квалифицированных рабочих кадров. В промышленности области высокий процент износа оборудования при отсутствии в области лизинговых компаний. Недостаточен научный потенциал для создания наукоемких производств, производящих товары с высоким процентом добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей. Потенциал развития многих предприятий резко ограничивается высокими ставками кредитования, что приводит к недостаточности оборотных средств. Серьезным ограничителем развития промышленности области является низкая доля заработной платы в цене конечной продукции и низкая заработная плата в абсолютном выражении, что ограничивает объемы внутреннего спроса.
Развитие агропромышленного кластера
Развитие агропромышленного кластера также будет способствовать равномерности развития территории области. Вместе с тем, развитие кластера должно производиться комплексно. Как показала практика, создание первичных звеньев растениеводства и животноводства не рентабельно из-за высокого диспаритета цен на топливо, оборудование и сельскохозяйственную технику. Это осложняется низкими закупочными ценами переработчиков. Поэтому в стратегической перспективе целесообразно формировать агропромышленные холдинги, включающие в себя всю технологическую цепочку вплоть до производства конечного продукта с высокой долей добавленной стоимости. При дальнейшем повышении цен на нефть на мировых рынках можно рассмотреть возможности производства биологического топлива на основе переработки рапса.
Развитие лесного кластера
Совокупная площадь лесов Псковской области составляет около 2,5 млн. га, или примерно 40% территории. Общие запасы лесов приближаются к 250 млн. м(3). Из них 45% хвойных, 35% - березы. Имеющиеся ресурсы позволяют заготавливать до 3,5 млн. м(3) древесины ежегодно (хвойные породы - 30%), однако реально осваиваются лишь 25-30% возможного, что открывает богатые перспективы отрасли.
Рисунок 2.1
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области динамика выпуска основных видов продукции в Псковской области в 1999-2003 гг., приведенная в табл. 2.5, показывает сокращение вывозки древесины и лесоматериалов круглых, при росте производства продуктов переработки леса:
Таблица 2.5
Динамика выпуска основных видов продукции лесопереработки
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Январь-август 2004 | |
Вывозка древесины, тыс.пл. м(3) | 872,2 | 793,2 | 796,8 | 769,7 | 775,0 | 469,4 |
Лесоматериалы круглые, тыс. пл. м(3) | 607,3 | 565,8 | 588,4 | 556,9 | 558,2 | 334,3 |
Деловая древесина, тыс. пл. м | (3)611,7 | 574,7 | 598,8 | 567,4 | 568,4 | 334,3 |
Пиломатериалы, тыс. м | (3)147,4 | 137,8 | 113,1 | 129,8 | 148,4 | 89,1 |
Блоки дверные, тыс. м | (2)17,0 | 25,2 | 43,9 | 42,7 | 125,4 | 36,8 |
Блоки оконные, тыс. м | (2)16,0 | 18,0 | 13,5 | 17,8 | 23,5 | 13,3 |
Мебель, тыс. руб. | 68528 | 92994 | 100447 | 69597 | 57940 | 38205 |
Картон, т | 3611 | 3361 | 3295 | 3537 | 3591 | 2388 |
По статистическим данным в 2003 г. в деревообрабатывающей промышленности действовало 162 организации (на 11,7% больше, чем в 2002 г.), объем промышленного производства к уровню 2002 г. увеличился на 7,5 %. По данным обследования, основным видом деятельности организаций, занимающихся переработкой леса, продолжает оставаться лесопиление (83,9% респондентов), что характеризуется следующей диаграммой:
Рисунок 2.2
Из них производят только лес круглый 12,5 % респондентов, пиломатериалы - 17,9 %, блоки дверные и оконные - 3,6 %, остальные (66%) осуществляют смешанное производство. При этом обновлением выпускаемой продукции занимались в 2000 г. 10,7 % респондентов, в 2001 г. - 14,3%, в 2002 и 2003 гг.. по 14,3%, в I полугодии 2004 - 12,5 % респондентов. Предполагают обновить ассортимент в 2005 г. 12,5 % респондентов.
При большом количестве респондентов, имеющих лесопильное производство (83,9%), около одной пятой (18%) используют его отходы. Из них более половины (60%) перерабатывают практически весь объем получаемых от производства отходов, 30 % респондентов перерабатывают до 20 % объема отходов, одна десятая респондентов используют половину объема отходов.