Принято на 64-й сессии Псковской городской Думы третьего созыва
С целью стимулирования системных изменений в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы", Указами Президента Российской Федерации от 06.04.2006. N 324 "О денежном поощрении лучших учителей" и от 06.04.2006 N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи", а также согласно статье 23 Устава муниципального образования "Город Псков" Псковская городская Дума решила:
1. Утвердить целевую муниципальную программу "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне (2006 - 2008 годы)" согласно Приложению.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Псковская правда".
Председатель Псковской
городской Думы Л.Н. Трифонов
ПАСПОРТ
целевой муниципальной программы "Реализация приоритетного национального
проекта "Образование" на муниципальном уровне (2006-2008 годы)"
Наименование программы | - Целевая муниципальная программа "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне (2006 - 2008 годы)" |
Дата принятия решения о разработке программы | - Решение Совета Администрации города Пскова от 29.03.06 г. (протокол N 7) |
Заказчик программы | - Администрация города Пскова |
Основной разработчик программы | - Управление образования Администрации города Пскова |
Цели и задачи программы | - основная цель Программы - стимулирование системных изменений в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. |
Перечень основных мероприятий программы | По направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" основными блоками мероприятий являются: стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров и воспитателей: |
1. Оказание по итогам конкурсного отбора муниципальной поддержки на реализацию программ развития в год не менее 3 общеобразовательным учреждениям, 3 дошкольным образовательным учреждениям и 3 учреждениям дополнительного образования детей по одному сфер "Образование", "Культура" и "Спорт" города, активно внедряющим инновационные образовательные программы. | |
2. Поддержка талантливой молодежи - предоставление ежегодно 8 индивидуальных грантов. | |
3. Поощрение ежегодно 6 лучших учителей, 3 лучших воспитателя ДОУ, 3 лучших педагогов дополнительного образования и тренеров (0,3% от общей численности педагогических работников по видам образовательных учреждений - МОУ, МДОУ и МОУДОД). | |
По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными мероприятиями являются: | |
Сроки реализации программы | - 2006-2008 годы. |
Объемы и источники финансирования программы | - общий объем финансирования программы в ценах 2006 года составляет 93,68245 млн. рублей, в том числе: за счет средств муниципального бюджета - 74,69295 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - Увеличение количества образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; |
Исполнители основных мероприятий программы | Управление образования Администрации города Пскова, Управление Культуры, Комитет по физической культуре и спорту |
Контроль за исполнением программы | Администрация города Пскова, |
Целевая муниципальная программа "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне (2006 - 2008 годы)" (далее именуемая - Программа) разработана Управлением образованием Администрации города Пскова при участии Управления культуры Администрации города Пскова, Комитета по физической культуре и спорту Администрации города Пскова и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", письмом Минобрнауки России от 08.02.2006 N АФ -25/10 "Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта "Образование" на региональном уровне", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340-р "О концепции федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы", Указами Президента Российской Федерации от 06.04.2006 N 324 "О денежном поощрении лучших учителей" и от 06.04.2006 N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи".
Программа имеет муниципальный статус и направлена на реализацию Приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне по направлениям "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" и "Внедрение современных образовательных технологий".
Программа ориентирована на всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях (общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей сфер "Образования", "Культуры" и "Спорта", а также дошкольного образования - учащихся и воспитанников, их родителей, педагогических работников) и основана на стимулировании системных изменений по основным направлениям развития образования России.
Целенаправленная поддержка лидеров - инновационных образовательных учреждений, талантливой молодежи, лучших учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей - будет способствовать выявлению и распространению успешных образцов инновационной практики и нового качества образования на муниципальном уровне.
Совокупность действий по реализации Программы, сочетание контроля и привлечения общественного внимания к приоритетному национальному проекту "Образование" позволят обеспечить своевременность выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации. И всё это будет способствовать достижению основной цели - "существенному повышению качества жизни граждан России".
Реализация мероприятий Программы обеспечивается как за счет средств муниципального бюджета, так и внебюджетных источников.
В ходе выполнения муниципальной Программы развития системы образования города Пскова на 2002 - 2005 годы реализованы мероприятия по совершенствованию структуры и содержания общего образования, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, расширению спектра образовательных услуг, внедрению общественно-государственных форм управления образованием.
Муниципальная целевая программа "Информатизация системы образования города Пскова (2003 -2006 годы)" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).
Образовательные учреждения, ведущие инновационную деятельность, являются опорными площадками процесса модернизации образования в городе Пскове.
Активное участие образовательных учреждений города в экспериментальных программах федерального, регионального и муниципального уровней даёт ряд преимуществ для интенсивного развития муниципальной системы образования. В рамках экспериментов идёт поиск эффективного использования ресурсов муниципальной системы образования, ведётся информирование родителей о возможностях школ и ориентация школьников на местный рынок труда.
В процессе экспериментальной деятельности создаются условия для профессионального развития учителей не только экспериментальных, но и других образовательных учреждений города, что обеспечивает развитие муниципальной системы образования. Но для развития инновационной деятельности, расширение её спектра требуются материальные затраты на укрепление учебно - материальной базы образовательных учреждений, затраты по оплате научным руководителям, индивидуальные штатные расписания, затраты на повышения квалификации педагогических работников за пределами города и области. Частично это можно реализовать через мероприятия данной Программы. Возможность получить грант в ходе реализации Программы за реализацию инновационных программ детским садам и учреждениям дополнительного образования на муниципальном уровне во много раз активизирует инновационную деятельности и этих образовательных учреждений.
Квалифицированность педагогических кадров относится к фактору, определяющему степень развития муниципальной системы образования. В муниципальной сфере образования работает более 3 тысяч педагогических работников. 90% педагогических работников образовательных учреждений города имеют категорийные разряды, причем каждый четвертый из них имеет высшую квалификационную категорию.
С 2003 года из муниципального бюджета производятся доплаты отдельным категориям педагогических работников (младшим воспитателям ДОУ, воспитателям школы-интерната и др.). Оказываемая социальная поддержка педагогическим работникам, имеющим низкий квалификационный разряд, позволила увеличить заработную плату. Это всё способствовало снижению текучести кадров, особенно в дошкольных образовательных учреждениях и школе - интернате.
Несмотря на все предпринимаемые меры, кадровый потенциал муниципальной системы образования продолжает разрушаться, причем на всех её ступенях. Текучесть педагогических кадров по городу ежегодно составляет от 7 до 9,5%. Сохраняется тенденция перехода педагогов в непедагогическую сферу деятельности (ежегодно от 3,5 до 4,5% учителей, из них 0,8% - молодые специалисты). Учителя катастрофически стареют, увеличивается доля работающих учителей-пенсионеров (24%).
Недостаточно молодых специалистов. Высокого уровня достигла феминизация кадров. По некоторым специальностям наблюдается дефицит педагогических кадров, в первую очередь, это воспитатели детского сада. Снижается квалификационный потенциал административного состава.
Главная причина всего этого - небольшая заработная плата в системе образования, составляющая менее половины от средней заработной платы в экономике страны. Поэтому, чтобы сохранить муниципальную систему образования, необходима материальная поддержка учителя на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Необходима такая же поддержка и педагогам учреждений дополнительного образования и воспитателям детских садов.
Традиционными формами работы с одарёнными школьниками остаются предметные олимпиады, научно-практические конференции и ежегодная "Ассамблея звезд". С 2002 года Управление образования проводит "Ассамблею звезд". Ежегодно свыше 300 учителей, руководителей творческих объединений, тренеров, преподавателей музыкальных и художественных школ, учащихся и воспитанников получают благодарственные письма от Мэра города и ценные подарки, выплачиваются 5 муниципальных стипендий особо одарённым учащимся музыкальных и художественных школ и 2 премии лучшим творческим детским коллективам системы "Образования" и "Культуры" города.
Приоритетный национальный проект "Образование" включает направление "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования". Среди основных блоков мероприятий проекта этого направления является государственная поддержка талантливой молодежи. Предполагается предоставление талантливой молодежи ежегодно 2500 грантов для всех регионов России. Квота для всей Псковской области всего 11 грантов.
Однако ежегодно становятся победителями и призерами международных, всероссийских, межрегиональных и региональных олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, более 50 воспитанников и учащихся образовательных учреждений города.
Предоставление грантов талантливой молодежи на муниципальном уровне позволит поддержать не только учащихся общеобразовательных учреждений, но и воспитанников учреждений дополнительного образования.
2002 - 2005 годы стали годами решения задач информатизации системы образования города. На условиях долевого финансирования (Администрация города выделила 1784,0 тысячи рублей) школы города получили 265 современных компьютеров по правительственной программе РЕОИС, что составляет около 80% обеспеченности. Реализуется муниципальная целевая программа "Информатизация системы образования города Пскова (2003 - 2006 годы). В 24 школах города оборудованы компьютерные классы. Каждая школьная библиотека имеет компьютер.
Однако в настоящий момент 10 общеобразовательных учреждений города Пскова из 27, реализующих программы среднего (полного) образования, не имеют учебных классов по информатике, полностью укомплектованных компьютерной техникой, среди них школы N 1, N 2, N 11, N 14, N 17, вечерняя школа и другие. В городе не создана система технического обслуживания школьной компьютерной техники, отсутствует межшкольная компьютерная сеть. Во многих общеобразовательных учреждениях нет условий для подключения к Интернет-связи. Все это затрудняет организацию процесса обучения школьников. Выпускники школ города становятся в данных условиях не конкурентоспособными.
"Внедрение современных образовательных технологий" является одним из направлений приоритетного национального проекта "Образование", по которому предполагается подключение всех общеобразовательных учреждений с сети Интернет. Кроме этого будут выделены средства на закупку компьютерного оборудования для учебных классов.
Выделение дополнительных денежных средств из городского бюджета даст возможность софинансирование национального проекта, что значительно решит проблемы компьютеризации школ города.
Кроме этого мероприятия данной Программы по направлению "Внедрение современных образовательных технологий" частично позволят решить проблемы с оснащением образовательного процесса. Учителя смогут не только освоить, но и эффективно использовать современные информационных технологий в образовании школьников города. Всё это вместе повлияет на качество образования, значительно повысив его.
В реализацию Национального проекта на федеральном уровне не включены учреждения дополнительного образования детей ни сферы "Образование", ни сфер "Культура" и "Спорт" и дошкольные образовательные учреждения, реализующие инновационные программы. А также на федеральном уровне не рассматривается поощрение лучших педагогов дополнительного образования, детских тренеров и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Приоритетный национальный проект "Образование" на уровне федерации не может решить основные проблемы муниципальной системы образования. По квотам на регион приходится 13 грантов для общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы, а, следовательно, городские школы могут рассчитывать только на 3-4 гранта. На весь регион по квоте в год могут претендовать на поощрительный грант 46 лучших учителей и из них только 10-11 лучших учителей общеобразовательных учреждений города. Это всего 10% от всех школ города и 0,5% от общего количества учителей общеобразовательных учреждений. Денежное вознаграждение за классное руководство получают 47% учителей от общего количества (100% - классных руководителей). Однако в материальной поддержке нуждается каждый учитель и каждое образовательное учреждение (общеобразовательное учреждение, учреждение дополнительного образования детей сфер "Образования", "Культура" и "Спорт", а также и дошкольное образовательное учреждение).
Благодаря мерам, принятым в 2000 - 2006 годах в рамках реализации Концепции, федеральных целевых, областных и муниципальных программ в сферах "Образования", "Культура" и "Спорт", была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии города.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество. Кроме этого материально - техническое оснащение образовательных учреждений характеризуется достаточно высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций). Недостаточное финансирование мероприятий, направленных на повышение безопасности образовательных учреждений, требуют вложения значительных средств из бюджета города на выполнение этих мероприятий, в том числе противопожарных. Установка систем автоматической пожарной сигнализации в образовательных учреждениях из них является самой финансовозатратной.
Важность эффективного решения задач модернизации образования на муниципальном уровне подтверждает необходимость в разработке и реализации данной Программы.
Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений на муниципальном уровне.
Мероприятия Программы направлены на развитие муниципальной системы образования, включая общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей не только сферы "Образования", но и сфер "Культура" и "Спорт", а также дошкольные образовательные учреждения, что позволит проводить единую образовательную политику, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии муниципальной системы образования в целом.
Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание муниципальных образовательных учреждений.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как усиление деградации материальной инфраструктуры образования, рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения.
Целью Программы является стимулирование системных изменений в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Задачи Программы:
1. Совершенствование содержания и технологий образования;