Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2004-2010 годов. Аналогичные сроки устанавливаются и при разработке муниципальных программ, включающих план действий органов местного самоуправления по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В муниципальных программах рекомендуется определить критерий выбора того или иного жилья, а также намерения органов местного самоуправления по использованию освободившихся земельных участков.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.
На первом этапе - 2004-2005 годы - создаются методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы и поэтапное переселение граждан из аварийного жилищного фонда:
разработка порядка решений о необходимости сноса, реконструкции, капитального ремонта ветхого и аварийного жилищного фонда;
оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда;
определение необходимых площадей жилищного фонда для расселения граждан;
формирование нормативно-правовой базы для решения вопросов при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, и временного размещения при реконструкции ветхого жилищного фонда;
установление очередности сноса, ремонта и реконструкции жилищного фонда;
формирование маневренного жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
страхование жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных техногенных и иных явлений;
формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет осуществляться посредством использования различных форм финансирования строительства и приобретения жилья, в том числе финансирования достройки жилья высокой степени готовности. При этом отбор подрядчиков для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилищного фонда осуществляется путем проведения конкурсов в соответствии с установленным Администрацией области порядком на основании действующего законодательства.
На втором этапе - 2006-2010 годы:
формирование жилищного фонда для переселения граждан на период ремонта, реконструкции, строительства жилья;
подготовка освободившихся участков для новой застройки и их конкурсная продажа;
предоставление земельных участков под новое строительство объектов на территориях с ограничением режима хозяйственной деятельности (водоохранных зон и территории прибрежных защитных полос водных объектов, на территориях 1 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на особо охраняемых территориях) необходимо будет осуществлять в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды и земельным законодательством. При этом участки, находящиеся в прибрежных защитных полосах водных объектов на территориях пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не подлежат новой застройке;
привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан;
завершение переселения граждан из подлежащего ликвидации и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда.