Проблема ветхого и аварийного жилищного фонда возникла из-за отсутствия должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда, многолетнего недофинансирования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Около 9 тысяч человек в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
Общая площадь жилых домов, отнесенных к ветхому и аварийному жилищному фонду на территории Псковской области определена на основании данных, представленных администрациями районов и городов Пскова и Великие Луки.
По состоянию на 01.01.2003 насчитывается 190,4 тыс.м2 ветхого и аварийного жилищного фонда, что составляет 2,6 % от общей площади жилищного фонда (без частного), в котором проживают 3929 семей численностью 8751 человек, что составляет 1,2% от общего количества жителей, проживающих в Псковской области.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 92,2%, аварийный - 7,8%. Аварийный жилищный фонд области составляет 14,8 тыс.кв.м. Ветхое жилье имеется во всех районах области, аварийное - в 20 районах из 26 районов и городов. Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд Великолукского, Себежского, Бежаницкого, Дедовичского, Новоржевского, Гдовского, Островского районов (таблицы 1,2).
На основании данных, представленных в таблицах 3 и 3.1, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, устанавливаемой для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу), в размере 7490 рублей, необходим объем средств не менее 1454,5 млн.рублей (таблицы 4.1-4.7).
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества. Областная целевая программа (далее - Программа) предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов (таблица 4).
Практически значительная часть ветхого и аварийного жилищного фонда находится в муниципальной собственности. Ответственность за содержание и использование жилищного фонда, организацию и развитие объектов коммунального хозяйства, создание условий для жилищного строительства лежит на органах местного самоуправления. Конкретная деятельность по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию территорий, где располагается ветхий и аварийный жилищный фонд, должна осуществляться в рамках муниципальных программ, разработанных органами местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления самостоятельно решить эту проблему не в состоянии по ряду причин:
необходимость формирования законодательной базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках жилищного и земельного законодательства, которые являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
из-за недостатка финансовых средств местных бюджетов, что подразумевает финансовую поддержку в решении указанной проблемы со стороны областного и федерального бюджетов.
Учитывая сложность решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья, значительного объема финансовых средств, необходимых для ее решения, возникла необходимость в разработке отдельной областной целевой программы по ликвидации аварийного жилищного фонда, реконструкции ветхого жилья и в обеспечении жильем граждан путем переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда в жилье удовлетворительного качества.