ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
в Псковской области на 2002-2004 годы"
(с изменениями на 16 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
постановлением областного Собрания депутатов от 16.12.03 N 601.
____________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществления мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотическими веществами и их незаконному обороту, профилактике распространения наркомании и токсикомании, лечению и социальной реабилитации больных наркоманией, в соответствии со статьей 5 Закона Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2002-2004 годы" (прилагается).
2. Объемы финансирования программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
3. Администрации области совместно с федеральными и областными службами, осуществляющими мероприятия программы, информировать комитет по социальной политике областного Собрания депутатов о ходе реализации программных мероприятий ежеквартально до 10 числа первого месяца следующего квартала.
Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А. Шматов
Псков
25 октября 2001 года
N 897
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту в Псковской области на 2002-2004 годы"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту в Псковской области на 2002-2004 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2002-2004 гг." |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Декларация международной конференции "XXI век без наркотиков. Роль общества в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни" от 21.06.2001, постановление областного Собрания депутатов от 9.07.2001 N 808 "О Законе Псковской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Псковской области "Об областном бюджете на 2001 год", распоряжение Администрация области от 14.09.2001 N 418-р о разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2002-2004 гг.". |
Областной заказчик Программы | Администрация области. |
Основные разработчики и исполнители Программы | Администрация области; Управление Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Псковской области (далее -УГКН России по Псковской области); Управление внутренних дел Псковской области (далее -УВД области); комитет по делам молодежи области. |
Исполнители Программы | Управление Федеральной службы безопасности по Псковской области; территориальный отдел “Псков” Северо-Западного регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ТО “Псков” СЗРПУ ФСБ России); военный комиссариат Псковской области; Государственное управление труда области. |
Цели и задачи, важнейшие целевые показатели Программы | Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления незаконного оборота и потребления наркотических и психотропных веществ на территории Псковской области, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Задачи Программы: совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними; совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без предписания врача. |
Сроки и этапы реализации Программы | I этап - 2002-2003 гг. II этап - 2004 г. |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы предусматривается за счет средств областного бюджета. Финансирование из федерального бюджета и расходы на НИОКР (научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа) не предусмотрены. Объем ассигнований из бюджета области составляет всего 4,571 млн. рублей. в том числе: в 2002 году - 2,087 млн. рублей в 2003 году - 1,000 млн. рублей (строка в редакции постановления областного Собрания депутатов от 16.12.03 N 601) в 2004 году - 1,484 млн. рублей (строка в редакции постановления областного Собрания депутатов от 16.12.03 N 601) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | определение фактических масштабов распространения наркомании в области, ее воздействия на общество и прогноз обстановки; привлечение внимания населения области к проблеме наркомании; замедление темпов роста незаконного оборота наркотиков и их потребления, что приведет к оздоровлению криминогенной обстановки в области, снижению случаев заболеваний СПИДом и другими опасными инфекционными заболеваниями; повышение антинаркотической ориентации общества, способствующей моральному и физическому оздоровлению населения; уменьшение количества потенциальных наркоманов и ВИЧ-инфицированных посредством действенной профилактики наркомании в учебных заведениях; оказание квалифицированной медицинской, в том числе психологической помощи наркозависимым лицам; решение вопросов возвращения бывших наркоманов и ВИЧ-инфицированных к нормальной жизни; совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией; оснащение областного наркологического диспансера современным оборудованием; укрепление УГКН России по Псковской области, а также подразделений УВД области, в чьи функции входит борьба с незаконным оборотом наркотиков; (абзац в редакции постановления областного Собрания депутатов от 16.12.03 N 601; |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация области, областное Собрание депутатов. |
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" (далее именуется - Программа) разработана согласно постановлению областного Собрания депутатов от 09.07.2001 N 808 и распоряжению Администрации области от 14.09.2001 N 418-р совместными усилиями заинтересованных областных органов исполнительной власти в соответствии с положениями Декларации международной конференции "XXI век без наркотиков. Роль общества в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни" от 21.06.2001, концепцией государственной политики по контролю за наркотиками.
Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются - наркотики), сложившаяся в области, как и во всей стране, сохранила все негативные тенденции своего развития и характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, а уровень немедицинского потребления наркотиков за последние годы по предварительным данным возрос более чем в 10 раз.
Анализ криминогенной ситуации в области свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы. Так, если в 1995 году было зарегистрировано 54 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то в 2000 году этот показатель увеличился почти в 9 раз и достиг 450 преступлений. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке российских и международных экспертов, выявляется не более 10-15 процентов таких преступлений.
Особую тревогу вызывает усиливающееся распространение такого наркотика, как героин, который поступает в область из г. Москвы и Санкт-Петербурга. Незаконные операции с наркотиками стали одним из главных направлений преступной деятельности организованных преступных групп. Организации доставки и сбыта наркотиков присущи элементы, свойственные наркомафии - четкое распределение ролей, глубокая конспирация, включая использование тайников и паролей, организация охраны и т.д.
Наркомания тесно связана с насильственной преступностью, наркоманы совершают преступления против личности: кражи, грабежи, разбои, изнасилования. Мотивами многих преступлений является стремление завладеть денежными средствами для приобретения наркотиков.
Сохраняющаяся нестабильность в обществе, продолжающееся социальное расслоение граждан, падение нравственных устоев общества неизбежно создают условия для дальнейшего роста наркотизации населения, с учетом чего следует ожидать дальнейшего увеличения числа потребителей наркотиков.
Заболеваемость наркоманией в 2000 году достигла 26,6 чел. на 100 тыс. населения, что в 3,3 раза выше, чем в 1999 году, в 4,5 раза больше, чем в 1998 году, и в 45 раз выше 1994 года.
Особую тревогу вызывает рост числа потребителей наркотических средств и одурманивающих веществ среди детей и подростков. Заболеваемость среди них составила в 2000 году 7,1 на 100 тыс. детей и подростков, что в 4,2 раза выше 1999 года, и в 12 раз больше, чем в 1998 году. В 2001 году в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями области зарегистрированы случаи заболеваний наркоманов ВИЧ-инфекцией, что влечет за собой опасность дальнейшего быстрого и неконтролируемого распространения данной смертельно опасной инфекции.
При сложившейся ситуации остается крайне низким уровень информированности населения о профилактике наркологической патологии, материально-техническая база наркологических учреждений остается неразвитой. Отсутствуют отделения в городах Пскове и Великие Луки по оказанию неотложной помощи больным наркоманией, в том числе и ВИЧ - инфицированным. Также в области отсутствует Центр реабилитации по медико-социальному восстановлению наркозависимых.
Выполнение предлагаемой комплексной областной программы имеет целью изменить ситуацию в лучшую сторону, приостановить темпы распространения наркомании.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений.
Программа рассчитана на 2002-2004 годы и будет реализовываться в два этапа.
На первом этапе (2002-2003 годы) Программа предполагает решение следующих задач:
определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков в области;
совершенствование антинаркотической пропаганды, формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотиков;
проведение комплексных профилактических операций "Мак", "Допинг", "Канал";
расширение межведомственного сотрудничества;
совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их организационного построения, повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения кадровой и материально-технической оснащенности, укрепления взаимодействия структурных подразделений, в том числе межведомственного взаимодействия, внедрения передового опыта;
сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
создание при областном наркологическом диспансере лаборатории и оснащение ее необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;
совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
создание при областном наркологическом диспансере центра медико-психологической и лечебно-реабилитационной помощи на 20 мест для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией.
На втором этапе (2004 г.) Программа предполагает:
внедрение в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
завершение переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа содержит меры по:
- противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- профилактике злоупотребления наркотиками;
- лечению и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
- пресечению незаконного оборота наркотических средств, обеспечению контроля за их производством и распределением;
- кадровому и материально-техническому обеспечению.
3.1 Организационные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в определении фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь.
Предполагается провести комплексные исследования и осуществить оценку:
масштабов потребления в области наркотиков без назначения врача;
уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности;
материальных потерь от распространения наркомании в сфере:
производства (аварии, прогулы, травматизм, нетрудоспособность и другие негативные факторы экономического порядка, связанные с потреблением наркотиков);
медицины (затраты на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т.д.).
3.2 Профилактика злоупотребления наркотиками
Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в предупреждении и сокращении незаконного спроса на наркотики.
В связи с этим планируется разработать и внедрить в практику:
методологию и методику проведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и дошкольников (издать рекомендации);
учебные программы для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, внедрить их в учебно-воспитательный процесс.
Предусматривается:
включить в учебные планы в средних специальных и высших учебных заведениях по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с подростками и молодежью, дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании;
разработать пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к потреблению наркотиков, по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков;
предстоит продолжить работу по созданию в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психолого-педагогической службы.
3.3 Лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача
Основной целью этого направления деятельности является продолжение разработки и внедрения в практику:
современной концепции лечения, реабилитации и ресоциализации, больных наркоманией, а также организационно-методические модели ее реализации;
методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков в экстремальных условиях;
лекарственных средств, отличающихся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте;
переносных и стационарных приборов (комплексов) различных принципов действия для определения наркотического опьянения.
Планируется обеспечить подготовку и переподготовку специалистов в области профилактики и лечения наркомании (наркологических учреждений здравоохранения, медсанчастей предприятий и учреждений, медицинского персонала учебных заведений).
Предполагается: