В результате инициатив ряда регионов страны создана значительная нормативно-правовая, организационная и социальная база для развития ипотечного жилищного кредитования.
Создание системы жилищного ипотечного кредитования на данном этапе обусловлено сформировавшимся к настоящему времени комплексом факторов:
а) активная позиция регионов Российской Федерации в вопросе о необходимости скорейшего введения в практику ипотечного жилищного кредитования;
б) положительная практика долгосрочного жилищного кредитования в ряде регионов (Республики Башкортостан и Удмуртия, Оренбургская, Нижегородская области, городах Рязань, Пенза и др.), разработавших собственную нормативно-правовую базу по предоставлению ипотечных кредитов населению на 10-20 лет по приемлемым для населения процентным ставкам;
в) начало практической работы по ипотечному кредитованию в г. Москве с использованием инструментов вторичного рынка через создаваемое Московское ипотечное агентство и в г. Санкт-Петербурге через Федеральное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию;
г) принятие основных законодательных актов, обеспечивающих возможность развития ипотечного кредитования.
Благоприятные факторы организации процесса ипотечного кредитования:
а) для населения:
- разгосударствление жилого фонда и сосредоточение домовладений в личной собственности;
- изменение структуры спроса населения на жилье, обусловленное не только требованиями к размеру жилой площади, а все больше требованиями к ее планировке и качеству, типу и местоположению здания, социальному положению соседей, т.е. удобству и комфортабельности;
- рост понимания значимости недвижимости как объекта вложений денежных сбережений, важного условия стабильности уровня жизни и гарантированного материального обеспечения в старости.
б) для застройщиков и подрядчиков:
- разгосударствление строительного комплекса страны и обострение конкуренции на рынке строительных услуг;
- стремление предприятий стройиндустрии к модернизации и улучшению технологий строительства;
- понимание необходимости удешевления строительства при относительном повышении качества для обеспечения доступности жилья и расширения масштабов жилищного строительства;
в) для банков и финансовых инвесторов:
- укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования;
- активизация деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления в поддержке развития системы ипотечного кредитования граждан;
- ограниченность объектов финансового инвестирования для финансовых инвесторов в условиях нестабильности фондового рынка страны;
- рост конкуренции в финансовой сфере;
- создание структур вторичного рынка ипотечных кредитов;
г) для органов государственной области и органов местного самоуправления:
- создание новой возможности решения жилищной проблемы;
- оживление деловой активности на рынке жилья, в строительном и связанных с ним других секторах народного хозяйства;
- рост налоговых поступлений и расширение финансовой базы для обеспечения жильем населения с низким уровнем доходов;
- обеспеченность финансирования выполнение градостроительных планов.
Такое сочетание интересов и созданная база дают необходимую почву для решения жилищной проблемы в Псковской области на основе ипотечного кредитования.