____________________________________________________________________
Утратил силу c 19.05.2008 на основании Закона Псковской области
от 04.05.2008 N 762-ОЗ, (Псковская правда от 08.05.08 N 115-116)
____________________________________________________________________
(Принят областным Собранием депутатов 27 декабря 1996 года)
Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы по защите граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Псковской области (далее население), земельного, водного, воздушного пространства в пределах области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайной ситуации).
Действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Псковской области, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее организаций) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайных ситуаций - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти.
Целями настоящего Закона Псковской области являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Псковской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
Информацию по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению составляют разнообразные данные и сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, географических и иных явлений, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны.
Сбор, хранение, накопление, обработка и выдача заинтересованным органам государственной власти, общественным, хозяйственным и иным организациям, населению и отдельным гражданам сведений, составляющих официальную информацию по чрезвычайным ситуациям, для последующего их использования и применения, осуществляются через средства массовой информации и другие каналы.
Информация по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления области, а также организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные, хозяйственные, иные организации, находящиеся на территории области, и граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной официальной информации о чрезвычайных ситуациях, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий.
Органы государственной власти и местного самоуправления, администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и другие каналы о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
На руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных, хозяйственных и иных организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, возлагается непосредственная ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу официальной информации о чрезвычайных ситуациях.
Руководители органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством обязаны информировать население об экологической, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и другой обстановке и принимать меры по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов, охране всех форм собственности и правопорядка в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. На них возлагается непосредственная ответственность за организацию контроля и поддержание в надлежащей готовности систем (средств) оповещения населения об угрозе опасности.
Финансирование расходов, связанных с функционированием, совершенствованием и дальнейшим развитием областной системы информационного обеспечения по защите населения и территорий области, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется:
- при строительстве новых потенциально-опасных объектов за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, - за счет собственных средств этих объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании, - за счет средств соответствующих бюджетов;
- при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.
Основными принципами защиты населения и территорий Псковской области являются:
- комплекс мероприятий по предупреждению и максимально возможному снижению размеров ущерба и потерь при их возникновении проводится заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом местных характеристик и особенностей, влияющих на возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций;
- объем, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций определяются необходимой достаточностью и максимальной возможностью использования имеющихся сил и средств;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, районных и городских администраций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, а при недостаточности местных сил и средств в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком привлекаются областные, региональные и федеральные силы и средства.
Комплекс превентивных мер, снижающих последствия и уровень опасного воздействия на жизнь и здоровье населения области чрезвычайных ситуаций и предупреждающих их возникновение, включает следующие организационные мероприятия:
- строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности;
- повышение степени безаварийного функционирования потенциально -опасных объектов;
- создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;
- заблаговременная подготовка районов для эвакуации населения, подготовка всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
- создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения и информации в районах размещения потенциально-опасных объектов;
- создание и поддержание в готовности системы управления и связи;
- организация мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территорий и объектов области;
- создание, подготовка и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств;
- создание на всех уровнях областной подсистемы РСЧС фондов чрезвычайных расходов, финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, сельскохозяйственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников, систем водоснабжения;
- организация всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка руководящего состава и должностных лиц;
- создание областного фонда чрезвычайных расходов.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций проводится заблаговременно и включает в себя комплекс следующих мероприятий;
- учет особенностей экономических, климатических и иных характеристик области, городов и районов, потенциально - опасных объектов, расположенных на территории, степени реальной опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, при разработке планирующих документов по организации защиты населения и территорий и действий по ликвидации их последствий;
- учет возможных последствий чрезвычайных ситуаций при разработке соответствующих планов застройки и ведении градостроительства рациональности размещения потенциально-опасных производств и предприятий;
- разработка и осуществление целевых программ по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.
Управление и руководство планированием и осуществлением мероприятий по защите населения и территорий области, городов, районов, организаций возлагается на соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя:
- оповещение органов управления, должностных лиц, сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий, а также населения о возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное информирование об обстановке;
- защита населения и территорий (в районе, зоне) чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах бедствий и очагах поражения;
- управление выполнением мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Реализация основных принципов защиты населения осуществляется путем принятия Администрацией области, органами местного самоуправления городов и районов соответствующих решений по вопросам защиты населения, разработки и осуществления специальных целевых программ обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, разработки типовых планов защиты персонала и населения, проживающего вокруг потенциально - опасных объектов, создания системы нормативно-правовой документации по вопросам защиты населения, подготовки и обучения всех категорий населения, органов управления и сил способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Псковская областная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы и объединяет органы государственной власти и местного самоуправления, различные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Областная подсистема РСЧС имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.