Разработка Схемы территориального планирования Забайкальского края (далее - края) осуществлялась в соответствии с государственным контрактом на выполнение по разработке «Стратегии территориального планирования и градостроительного развития Забайкальского края с учетом условий особого периода 2009 - 2012гг» работ между Министерством территориального развития Забайкальского края и ОАО «Гипрогор» № 119 от 21 августа 2009 года. Предметом контракта является разработка документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В подготовке и обсуждении результатов научного отчета, содержащего обоснование проекта схемы территориального планирования края, приняли участие:
специалисты ОАО «Гипрогор»;
специалисты ООО «НИПИ Терплан»;
специалисты Правительства края, главы муниципальных образований - муниципальных районов;
специалисты федеральных органов государственной власти, подразделения которых расположены на территории края;
привлеченные к работе специалисты научных и образовательных учреждений.
Требования к составу Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ФЗ-184).
В соответствии со статьей 14 Градостроительного кодекса РФ Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
1) объектов энергетических систем регионального значения;
2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий субъектов Российской Федерации.
Согласно федеральному закону 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относятся вопросы:
1) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
2) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;
3) строительства и содержания дорог общего пользования межмуниципального значения;
4) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
5) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждения, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;
6) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (кроме федеральных образовательных учреждений);
7) организация предоставления дополнительного образования в учреждениях регионального значения;
8) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
9) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;
10) создания и поддержки государственных музеев;
11) организации и поддержки учреждений культуры и искусства;
12) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических и других специализированных медицинских учреждениях;
13) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
14) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей;
15) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы;