БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


ПРИКАЗ


16 августа 2012 года № 374


Об организации работы медицинских учреждений с социально-неблагополучными и
социально-уязвимыми семьями на территории Забайкальского края


Здоровье человека зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека -биологическое и социальное - находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.

Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы.

Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний.

К задачам социальной работы относится выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию и влияющих на состояние здоровья детей.

Профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично.

Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности - социальной работы. Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне - на уровне социально-медицинской работы.

Во исполнение Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителями и замещающими их лицами по уходу, воспитанию и содержанию несовершеннолетних, создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, улучшения выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих контроля со стороны соответствующих органов (полиции, образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.) и на основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края,

приказываю:

1.Утвердить:

1.1 .Положение об организации деятельности кабинета социальной работы (приложение № 1);

1.2.Порядок работы по выявлению семей, нуждающихся в социальной защите (приложение № 2)

1.3.Должностную инструкцию специалиста по социальной работе (приложение № 3);

1.4.Основания, требующие безотлагательного обращения в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности (приложение №4);

1.5.Социальный паспорт семьи (приложение № 5);

1.6.Акт обследования жилищно-бытовых условий (приложение № 6);

1.7.Форму патронажа социального работника (приложение № 7);

1.8.Форму отчета (еженедельного, ежемесячного, ежеквартального, годового) (приложение № 8);

1.9.Перечень нормативно-правовых документов социального работника, фельдшера ФАПа (приложение № 9);

1.10.Перечень необходимых документов и папок специалиста по социальной работе, фельдшера ФАПа (приложение № 10);

1.11 .Показатели оценки статуса социально-неблагополучной и социально-уязвимой семьи (приложение № 11).

2.Главным врачам центральных районных больниц, расположенных на территории Забайкальского края:

2.1.рассмотреть вопрос о введении должности специалиста по социальной работе центральной районной больницы в пределах утвержденного штатного расписания

срок до 01.10.2012 г.;

2.2.внести изменения в должностные инструкции врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей педиатров участковых, фельдшеров ФАПов, возложив на них обязанности по выявлению, наблюдению социально-неблагополучных и социально-уязвимых семей, информирование о данных семьях специалиста по социальной работе ЦРБ срок до 01.10.2012 г.;

2.2.приказом по учреждению утвердить Положение об организации деятельности кабинета социальной работы, должностную инструкцию специалиста по социальной работе срок до 01.10.2012 г.;

2.3.обеспечить специалиста по социальной работе рабочим местом, компьютером, необходимыми журналами, бланками документов: социальный паспорт семьи, акт обследования жилищно-бытовых условий, патронаж специалиста по социальной работе срок до 01.10.2012 г.

2.4.организовать работу специалиста по социальной работе в соответствии с действующими нормативными документами срок - постоянно;

2.5.обеспечить представление ежеквартальных отчетов специалистов по социальной работе главному внештатному специалисту по социальной работе Министерства здравоохранения Забайкальского края М.В.Нечаевой (ГУЗ «Городская детская клиническая поликлиника №3», г.Чита, ул.П.Осипенко, 35, телефон: 32-51-77) в срок до 28 числа отчетного периода  срок - постоянно;

2.6.информацию о выполнении данного приказа представить в отдел охраны материнства и детства Министерства здравоохранения Забайкальского края Е.В.Буяновой срок до 10.10.2012 г.

3.Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя руководителя Министерства - начальника отдела охраны материнства и детства Н.Г.Игнатьеву.

И.о.руководителя Министерства
С.Н Чабан

                                                                                          

Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения Забайкальского края
                                                                                                 от 16 августа 2012 года № 374

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности кабинета социальной работы  


1.Настоящее Положение определяет организацию деятельности кабинета социальной работы (далее Кабинет).

2.Кабинет является структурным подразделением медицинской организации (центральной районной больницы).

3.Структура Кабинета и штатная численность медицинского и другого персонала устанавливаются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого создан Кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-профилактической работы и численности обслуживаемого населения.

4.Для организации работы Кабинета в его структуре предусматриваются помещения:

-для приема пациентов, нуждающихся в оказании социальной помощи;

-при необходимости подсобное помещение (для сбора и хранения одежды, обуви для социально-уязвимых, социально-неблагополучных семей).

5.Кабинет оснащается мебелью, компьютером, необходимыми журналами, бланками документов (социальный паспорт семьи, акт обследования жилищно-бытовых условий, патронаж социального работника и т.д.).

6.Кабинет осуществляет следующие функции:

-выявление и учет на территории обслуживания медицинской организации семей (социально-неблагополучные, социально-уязвимые), имеющих детей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке;

-осуществление патронажей в социально-неблагополучные и социально-уязвимые семьи, имеющие детей (экстренный патронаж, срочный патронаж, обычный патронаж, контрольный патронаж и т.д.);

-определение характера и объема необходимой  помощи семьям, имеющим детей;

-создание банка данных о наличии семей, имеющих детей, нуждающихся в социальной поддержке и защите, их классификацию по параметрам, необходимым для организации социальной поддержки и защиты;

-взаимодействие с государственными структурами, общественными организациями, научными учреждениями и институтами, а также с учреждениями (органом опеки и охраны прав детства, Комиссией по делам несовершеннолетних, подразделением по делам несовершеннолетних, отделом социальной защиты материнства и детства и т.д.) по вопросам социальной помощи семье и детям;

-предоставление населению необходимых консультаций по различным вопросам социальной защиты детей;

-осуществление координации посреднической деятельности по оказанию различного рода социальной помощи семье и детям;

-курирование социально-неблагополучных семей, имеющих детей, с целью ранней диагностики и профилактики условий, угрожающих здоровью и развитию детей;

-работа по оказанию независимой благотворительной помощи нуждающимся семьям, имеющим детей;

-составление отчетов в установленном порядке;

-обеспечение своего рабочего места необходимой информацией о работе социальных служб, государственных учреждений, номерами их телефонов, специальной литературой;

-оформление и направление официальных представлений, ходатайств в органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних, отдел социальной защиты материнства и детства, подразделения по делам несовершеннолетних о выявлении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке;

-проведение совместных рейдов с инспекторами по делам несовершеннолетних по социально-неблагополучным семьям, имеющим детей, состоящих на учете в кабинете социальной работы;

-участие в заседаниях суда, комиссиях по делам несовершеннолетних, где рассматривается вопрос о положении детей в семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию и нуждающейся в социальной поддержке;

-извещение органа опеки и попечительства, отдела социальной защиты материнства и детства, подразделений по делам несовершеннолетних о выявлении социально-неблагополучной семьи, имеющей ребенка.                                                                                      

__________________

                                                                                   

 

   Приложение № 2
к приказу Министерства здравоохранения Забайкальского края
                                                                                                      от 16 августа 2012 года № 374

ПОРЯДОК
работы по выявлению семей, нуждающихся в социальной поддержке

1.Настоящий Порядок регулирует вопросы выявления и работы с семьями, которые имеют детей и нуждаются в социальной поддержке.

2.Выявление и работа с семьями, которые имеют детей и нуждаются в социальной поддержке, осуществляется врачами-педиатрами участковыми, фельдшерами ФАПов, медицинскими сестрами врачей-педиатров участковых, врачами-специалистами. Организация социальной службы должна быть построена на основе принципов: законности, гуманизма, справедливости, демократизма, организации и контроля, дифференциации и индивидуализации помощи на основе личностного подхода, своевременности, достаточности, комплексной помощи, координации и сотрудничества, научной обоснованности. При любых видах помощи в обязательном порядке должен соблюдаться принцип «Не навреди».

3.Врач-педиатр участковый (фельдшер ФАПа):

3.1.Составляет полную информацию о социальном положении населения обслуживаемой территории, создает банк данных - социальную карту участка. Социальная карта участка должна включать общую численность обслуживаемого населения, количество проживающих на территории семей. Из общего количества семей необходимо выделить: неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка инвалида.

3.2.Ведет выявление и учет  семей, имеющих детей до 17 лет, нуждающихся в социальной помощи и поддержке и проживающих на обслуживаемой территории.

3.3.При выявлении социально-неблагополучной или социально-уязвимой семьи, имеющей несовершеннолетних детей, требующих контроля, представляет письменную информацию о данной семье (докладную) районному педиатру, специалисту по социальной работе ЦРБ.

3.4.При выявлении ребенка в социально-неблагополучной семье, находящегося в жизненно-опасной ситуации, незамедлительно представляет устную информацию (по телефону) районному педиатру, специалисту по социальной работе ЦРБ, а затем направляет им письменную информацию (докладную).

3.5.При взятии данных семей на учет должен организовать проведение патронажа:

- экстренный патронаж - 1-2 раза в неделю

- срочный патронаж - 1 раз в 2 недели

- обычный патронаж - 1 раз в 3-4 недели

- контрольный патронаж - 1 раз в 3 месяца.

3.6.Участвует в совместных рейдах с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, специалистами органов опеки в социально-неблагополучные семьи, совместных выездах с районным педиатром, социальным работником ЦРБ, в семьи, воспитывающие детей до 1-го года 7 группы риска.

3.7.При необходимости участвует в совместных рейдах с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних в социально-неблагополучные и социально-уязвимые семьи, имеющие детей до 17 лет, состоящие на учете у специалистов по социальной работе.

3.8.Проводит совместную работу с женскими консультациями по решению вопроса о контрацепции женщинам из социально-неблагополучных и социально-уязвимых семей. Осуществляет внеплановые дородовые патронажи к беременным женщинам.

4.Специалист по социальной работе:

Специалист по социальной работе должен обладать знаниями о здоровье, факторах, влияющих как положительно, так и отрицательно на его состояние, так как при работе с пациентами необходимо способствовать пониманию ими информации относительно их физического и душевного здоровья для того, чтобы использовать эту информацию для улучшения их жизни. Специалист по социальной работе играет роль координатора или диспетчера в оказании пациентам медицинских организаций комплексной интегрированной помощи, связывая воедино медицинскую и социальную помощь, активизируя как внутренние, так и внешние связи.

4.1.При поступлении информации от участкового педиатра (участковой медицинской сестры, фельдшера ФАПа) о выявлении социально-неблагополучной, социально-уязвимой семьи, имеющей несовершеннолетних детей, требующей контроля, специалист по социальной работе представляет информацию о данной семье районному педиатру, заместителю главного врача по медицинской части. При выявлении ребенка в социально-неблагополучной семье, находящегося в жизненно-опасной ситуации, незамедлительно по телефону информирует органы опеки, подразделение по делам несовершеннолетних, а затем направляет им в письменной форме информационное сообщение.

4.2.Создает банк данных о наличии семей, имеющих детей до 17 лет, нуждающихся в социальной поддержке и защите, квалифицирует их по параметрам, необходимым для организации социальной поддержки и защиты.

4.3.Проводит консультирование населения по вопросам социальной защиты.

4.4.Курирует социально-неблагополучные семьи, имеющие детей до 17 лет, с целью ранней диагностики и профилактики условий, угрожающих здоровью и развитию детей.

4.5.Определяет характер и объем необходимой помощи семьям, имеющим детей до 1-го года.

4.6.Взаимодействует с государственными структурами, общественными организациями, учреждениями по вопросам социальной помощи семье и детям.

4.7.Предоставляет официальные сведения, информационные сообщения, ходатайства в органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, отделы социальной защиты материнства и детства.

4.8.Представляет интересы детей в органах опеки и охраны прав детства, отделах социальной защиты населения, Комиссиях по делам несовершеннолетних, Подразделениях по делам несовершеннолетних, в судах (в качестве свидетеля).

4.9.Собирает информацию у врачей-педиатров участковых и фельдшеров ФАПОв для составления ежемесячного (ежеквартального) отчета.

4.10.Проводит совместную работу с комиссиями по делам несовершеннолетних, участвует в заседаниях КДН.

___________________

  
Приложение № 3
к приказу Министерства здравоохранения Забайкальского края
от 16 августа 2012 года № 374

Должностная инструкция специалиста по социальной работе