(с изменениями на 11 декабря 2017 года)
(в ред. Приказов Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30.09.2013 N 790, от 12.05.2015 N 412, от 11.12.2017 N 993)
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации, Положением о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 192, приказываю:
(в ред. Приказов Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.05.2015 N 412, от 11.12.2017 N 993)
1. Утратил силу. - Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30.09.2013 N 790.
2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение N 2).
3. Утратил силу. - Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 11.12.2017 N 993.
Министр образования, науки и
молодежной политики
Забайкальского края
К.И.КАРАСЕВ
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Утратил силу. - Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30.09.2013 N 790.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Семья традиционно рассматривается как значимый институт социализации личности. В семье складываются для ребенка особые, социальные ситуации развития, приобретаются первые навыки социального взаимодействия, осваиваются первые социальные роли, происходит осмысление норм и ценностей, являющихся отправной точкой в выборе дальнейшего самостоятельного пути. Общепризнанный мировой опыт показывает, что оптимальным жизнеустройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, является замещающая семья.
Подготовка замещающих родителей является важным и ответственным делом, так как от ее эффективности зависит успешность воспитания ребенка в семье, успешность функционирования семьи в целом. Подготовка способствует принятию мотивированного решения о возможности быть замещающими родителями, позволяет кандидатам оценить свои силы, получить необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь и поддержку. Никогда нельзя окончательно научиться воспитывать детей. Именно в семье возможно преодоление различных видов нарушений развития ребенка. Принятие ребенка подвергает серьезному испытанию всю семью, поэтому граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, должны знать о возможных трудностях и быть подготовленными к их решению.
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей.
Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации и дальнейшего проживания ребенка в замещающей семье, а также оказание правовой и медико-социальной помощи.
Категория слушателей: граждане желающие принять на воспитание в свою семью ребенка. Кандидаты в замещающие родители (приемные, патронатные родители, опекуны, усыновители) и замещающие родители, ранее не проходившие профессиональную подготовку.
Продолжительность обучения: 62,5 часа.
N | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Семинары - тренинги | Индивидуальные консультации | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 5 | 1 | 4 | ||
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 5 | 1 | 4 | ||
3 | Этапы развития ребенка | 4 | 4 | |||
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 8 | 8 | |||
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности | 9 | 1 | 8 | ||
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 5 | 1 | 4 | собеседование | |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 4 | 4 | |||
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 5 | 2 | 2 | 1 | |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 5 | 1 | 4 | ||
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 5 | 1 | 4 | ||
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 3 | 3 | |||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 2,5 | Зачет | |||
Итого | 62,5 | 12 | 46 | 2 | 2,5 |
N | Наименование раздела и тем раздела | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Семинары - тренинги | Индивидуальное консультирование | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 5 | ||||
1.1 | Основные цели и задачи программы | 1 | ||||
1.2 | Структурированное интервью | 2 | ||||
1.3 | Понятие обучающего психологического тренинга | 2 | ||||
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 5 | ||||
2.1 | Основные потребности развития личности ребенка | 1 | ||||
2.2 | Пути формирования и компенсации недостающих компетенций у родителей | 4 | ||||
3 | Этапы развития ребенка | 4 | ||||
3.1 | Особенности психического развития ребенка. Характеристика возрастных периодов развития | 2 | ||||
3.2 | Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка | 2 | ||||
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 8 | ||||
4.1 | Понятие, виды и последствия жестокого обращения | 2 | ||||
4.2 | Понятия "умственная отсталость", "задержка психического развития" и их основные особенности и отличия | 2 | ||||
4.3 | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение | 4 | ||||
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности | 9 | ||||
5.1 | Понятие "привязанность", типы "нарушенной привязанности" | 0,5 | 2 | |||
5.2 | Эмоциональная депривация: причины, проявление и последствия у ребенка, оставшегося без попечения родителей | 0,5 | 2 | |||
5.3 | Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя | 4 | ||||
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 5 | ||||
6.1 | Этапы адаптационного периода. Характеристика личностных проблем и кризисов приемной семьи | 2 | ||||
6.2 | Тревоги и опасения взрослых в разные периоды адаптации, способы преодоления трудностей адаптации | 2 | ||||
6.3 | Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье | 1 | собеседование | |||
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 4 | ||||
7.1 | Формы "трудного" поведения приемного ребенка, причины и способы работы с ними | 2 | ||||
7.2 | Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка | 2 | ||||
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 5 | ||||
8.1 | Создание безопасных условий для воспитания ребенка. | 2 | ||||
8.2 | Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка | 2 | 1 | |||
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка. | 5 | ||||
9.1 | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка | 1 | ||||
9.2 | Формирование половой идентичности у ребенка | 2 | ||||
9.3 | Способы защиты ребенка от сексуального насилия | 2 | ||||
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 5 | ||||
10.1 | Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции | 0,5 | ||||
10.2 | Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации, сильные и слабые стороны, возможности и ресурсы семьи | 4 | ||||
10.3 | Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи | 0,5 | ||||
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 3 | ||||
11.1 | Основы законодательства, регулирующего отношения по вопросам усыновления, опеки и попечительства. Особенности форм семейного устройства детей | 1 | ||||
11.2 | Правовой статус кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители. Требования к кандидатам в приемные родители. Права и обязанности несовершеннолетних детей | 1 | ||||
11.3 | Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них | 1 | ||||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | ||||
12.1 | Организации, оказывающие медико-социальную и психолого-педагогическую помощь | 1 | 1 | |||
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 2,5 | письменное тестирование, собеседование | |||
Итого | 62,5 | 12 | 46 | 2 | 2,5 |