МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 11 сентября 2012 года N 1038


Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(с изменениями на 11 декабря 2017 года)

(в ред. Приказов Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30.09.2013 N 790, от 12.05.2015 N 412, от 11.12.2017 N 993)




В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации, Положением о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 192, приказываю:


(в ред. Приказов Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.05.2015 N 412, от 11.12.2017 N 993)


1. Утратил силу. - Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30.09.2013 N 790.


2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение N 2).


3. Утратил силу. - Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 11.12.2017 N 993.



Министр образования, науки и
молодежной политики
Забайкальского края
К.И.КАРАСЕВ



Приложение N 1
к приказу
Министерства образования науки
и молодежной политики Забайкальского
от 11 сентября 2012 г. N 1038



ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Утратил силу. - Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30.09.2013 N 790.



Приложение N 2
к приказу
Министерства образования науки
и молодежной политики Забайкальского
от 11 сентября 2012 г. N 1038



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ



Пояснительная записка


Семья традиционно рассматривается как значимый институт социализации личности. В семье складываются для ребенка особые, социальные ситуации развития, приобретаются первые навыки социального взаимодействия, осваиваются первые социальные роли, происходит осмысление норм и ценностей, являющихся отправной точкой в выборе дальнейшего самостоятельного пути. Общепризнанный мировой опыт показывает, что оптимальным жизнеустройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, является замещающая семья.


Подготовка замещающих родителей является важным и ответственным делом, так как от ее эффективности зависит успешность воспитания ребенка в семье, успешность функционирования семьи в целом. Подготовка способствует принятию мотивированного решения о возможности быть замещающими родителями, позволяет кандидатам оценить свои силы, получить необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь и поддержку. Никогда нельзя окончательно научиться воспитывать детей. Именно в семье возможно преодоление различных видов нарушений развития ребенка. Принятие ребенка подвергает серьезному испытанию всю семью, поэтому граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, должны знать о возможных трудностях и быть подготовленными к их решению.


Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей.


Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации и дальнейшего проживания ребенка в замещающей семье, а также оказание правовой и медико-социальной помощи.


Категория слушателей: граждане желающие принять на воспитание в свою семью ребенка. Кандидаты в замещающие родители (приемные, патронатные родители, опекуны, усыновители) и замещающие родители, ранее не проходившие профессиональную подготовку.


Продолжительность обучения: 62,5 часа.



Учебный план

N

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семинары - тренинги

Индивидуальные консультации

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

1

4

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

1

4

3

Этапы развития ребенка

4

4

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

8

8

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности

9

1

8

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

5

1

4

собеседование

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

4

4

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

2

2

1

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

5

1

4

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

5

1

4

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

3

3

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

2,5

Зачет

Итого

62,5

12

46

2

2,5



Учебно-тематический план

N

Наименование раздела и тем раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семинары - тренинги

Индивидуальное консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

1.1

Основные цели и задачи программы

1

1.2

Структурированное интервью

2

1.3

Понятие обучающего психологического тренинга

2

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

2.1

Основные потребности развития личности ребенка

1

2.2

Пути формирования и компенсации недостающих компетенций у родителей

4

3

Этапы развития ребенка

4

3.1

Особенности психического развития ребенка. Характеристика возрастных периодов развития

2

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка

2

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

8

4.1

Понятие, виды и последствия жестокого обращения

2

4.2

Понятия "умственная отсталость", "задержка психического развития" и их основные особенности и отличия

2

4.3

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение

4

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности

9

5.1

Понятие "привязанность", типы "нарушенной привязанности"

0,5

2

5.2

Эмоциональная депривация: причины, проявление и последствия у ребенка, оставшегося без попечения родителей

0,5

2

5.3

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя

4

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

5

6.1

Этапы адаптационного периода. Характеристика личностных проблем и кризисов приемной семьи

2

6.2

Тревоги и опасения взрослых в разные периоды адаптации, способы преодоления трудностей адаптации

2

6.3

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

собеседование

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

4

7.1

Формы "трудного" поведения приемного ребенка, причины и способы работы с ними

2

7.2

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка

2

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка.

2

8.2

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

2

1

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

5

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка

1

9.2

Формирование половой идентичности у ребенка

2

9.3

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

5

10.1

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции

0,5

10.2

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации, сильные и слабые стороны, возможности и ресурсы семьи

4

10.3

Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

0,5

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

3

11.1

Основы законодательства, регулирующего отношения по вопросам усыновления, опеки и попечительства. Особенности форм семейного устройства детей

1

11.2

Правовой статус кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители. Требования к кандидатам в приемные родители. Права и обязанности несовершеннолетних детей

1

11.3

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них

1

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

12.1

Организации, оказывающие медико-социальную и психолого-педагогическую помощь

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

2,5

письменное тестирование, собеседование

Итого

62,5

12

46

2

2,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»