Государственные средства остаются основой финансирования отрасли. В 2010 году удельный вес расходов консолидированного бюджета края на здравоохранение в валовом региональном продукте составил 4,06%, что ниже удельного веса 2009 года (4,6%) на 11,7%.
Забайкальский край является дотационным регионом, собственные доходы бюджета в 2010 г. составили 51%.
В 2010 году в Забайкальском крае в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и иных медицинских организациях в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Забайкальского края (далее - Территориальная программа) бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 281,3 тыс. человек, медицинскую помощь в дневных стационарах - 63,4 тыс. человек. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 343,8 тыс. человек, число обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения и на дому - 3 950,8 тыс. чел.
Расходы государственных источников финансового обеспечения Территориальной программы в 2010 году составили 9 059,3 млн. рублей и возросли в 2,2 раза по сравнению с 2005 годом (таблица 14). Увеличение расходов на финансирование Территориальной программы произошло за счет увеличения средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в 3,3 раза; средств консолидированного бюджета в 1,7 раза. Несмотря на увеличение финансовой наполняемости Территориальной программы, сохраняется её дефицит, который в 2010 году составил 30,1%.
Таблица 14
Фактическое финансовое обеспечение Территориальной программы за период с 2005 по 2010 гг.
(по источникам финансирования; млн. рублей)
Источники финансирования |
|
|
|
|
| 2010 год | ||||||
абс. |
| абс. |
| абс. |
| абс. |
| абс. |
| абс. |
| |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1.Консолидированный бюджет (краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований) | 2 797,2 | 68,6 | 3 320,9 | 62,2 | 3 776,2 | 65,4 | 4 883,7 | 63,1 | 4 764,3 | 52,6 | 4788,8 | 52,9 |
2.Средства системы ОМС | 1 281,6 | 31,4 | 1 852,7 | 35,8 | 1 997,0 | 34,6 | 2 552,7 | 36,9 | 4 288,7 | 47,4 | 4270,5 | 47,1 |
Итого | 4 078,8 | 100 | 5 173,6 | 100 | 5 773,2 | 100 | 7 736,4 | 100 | 9 053,0 | 100 | 9059,3 | 100 |
В 2010 году впервые финансовое обеспечение Территориальной программы по расходам системы обязательного медицинского страхования (4 270,5 млн. руб.) приблизилось к расходам консолидированного бюджета (4 788,8 млн. руб.).
В 2010 году показатель подушевого финансового обеспечения Территориальной программы составил 8 110,1 рублей (с учетом районного коэффициента) и равен 70% от норматива (11604,3). За период с 2005 по 2010 год фактическое подушевое финансирование увеличилось в 2 раза.
Основная причина невыполнения подушевых нормативов Территориальной программы связана с недостаточным выделенным бюджетом края средств на страховые взносы (платежи) на ОМС неработающего населения. В 2010 году на страховые взносы (платежи) на ОМС неработающего населения было выделено 385,1 млн. рублей или 11,6% от потребности. Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения в расчете на 1 человека в 2010 году составил 344,8 рублей, норматив при этом 2974,3 рубля.
Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках Территориальной программы за период 2005-2010 гг., представлены в таблице.
Таблица 15
Объемы медицинской помощи по условиям ее предоставления в рамках Территориальной программы за период с 2005 по 2010 гг.
(на одного жителя в год; по данным статистической формы № 62)
Условия оказания медицинской | Единица | Фактически выполнено в | ||||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Скорая медицинская помощь | вызов | 0,285 | 0,294 | 0,298 | 0,312 | 0,314 | 0,304 | |||
2. Амбулаторная | посещение | 8,819 | 9,106 | 9,421 | 9,445 | 9,748 | 9,727 | |||
3. Стационарная медицинская помощь | койко-день | 4,018 | 3,715 | 3,690 | 3,971 | 3,643 | 3,400 | |||
4. Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов | пациенто-день | 0,488 | 0,488 | 0,440 | 0,435 | 0,497 | 0,556 |
Отмечается позитивная тенденция к дальнейшему увеличению объемов амбулаторно-поликлинической помощи в расчете на одного жителя с 8,819 в 2005 г. до 9,727 в 2010 г. (на 10,3%). Фактические выполненные объемы по амбулаторной медицинской помощи с 2007 года в крае превышают федеральный норматив (9,198 посещений на 1 жителя) на 6,0%, и среднероссийское значение (9,314 посещений на 1 жителя) на 4,4%.
Ниже среднероссийского значения на 2,4% остается показатель работы дневных стационаров. В 2011-2012 г.г. в рамках реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения края будет усилена работа по развитию стационарозамещающих технологий.
Высокими остаются объемы стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя. Вместе с тем, в 2010 году объем медицинской помощи, оказанной в круглосуточных стационарах (3,400 койко-дня), ниже показателя 2005 года (4,018 койко-дня на 1 жителя) на 15,4%, но превышает федеральный норматив (2,780 койко-дня в 2010 году) на 22,3%, что обусловлено избыточным коечным фондом в сравнении с нормативными показателями. В сравнении со среднероссийским показателем в 2009 году (2,828 койко-дня) превышение числа койко-дней на 1 жителя в 2010 году составляет 20,2%.
В 2010 году число вызовов на 1 жителя остается стабильным и не превышает федеральный норматив.
Таблица 16
Финансовое обеспечение Территориальной программы в 2005-2010 гг. по условиям предоставления медицинской помощи, рублей
(в расчете на единицу объема медицинской помощи; по данным статистической формы № 62)
Условия предоставления медицинской помощи | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Скорая медицинская помощь | 696,5 | 1110,4 | 1289,1 | 1466,8 | 1747,0 | 1727,4 |
2.Амбулаторная медицинская помощь | 108,5 | 143,4 | 159,3 | 206,4 | 221,0 | 237,2 |
3.Стационарная медицинская помощь | 528,2 | 744,7 | 842,4 | 1082,1 | 1354,3 | 1404,0 |
4. Медицинская помощь в дневных стационарах | 216,4 | 294,2 | 331,4 | 359,9 | 430,1 | 420,8 |