Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012-2015 годы)» (с изменениями на 24 июля 2013 года)

ПОДПРОГРАММА
«Создание условий для развития жилищного строительства»

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 24 июля 2013 года № 308)

ПАСПОРТ
подпрограммы «Создание условий для развития жилищного строительства»

Наименование
подпрограммы

Подпрограмма «Создание условий для развития жилищного строительства» (далее - подпрограмма).

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от  08 июля 2011 года № 363-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012-2015 годы)».

Дата утверждения подпрограммы

Постановление Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года № 520 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012-2015 годы)».

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Основной  разработчик подпрограммы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель и задачи подпрограммы

Цель:

обеспечение роста темпов жилищного строительства.
Задачи:

создание условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;

внедрение современных финансово-кредитных механизмов, способствующих развитию жилищного строительства.

Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы

ввод в эксплуатацию жилья - 208,0 тыс. кв. м;

количество семей, улучшивших жилищные условия, - 3200;

количество построенных объектов социальной инфраструктуры - 4.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2012-2015 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.

Потребность в финансировании подпрограммы
     (Позиция "Потребность в финансировании.." в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 24 июля 2013 года № 308, предыдущую редакцию документа от 24 мая 2013 года см. ярлык "Редакции")

Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы за счет  краевого бюджета составляет 1668,0 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 381,0 млн. рублей;

2013 год - 413,0 млн. рублей;

2014 год - 437,0 млн. рублей;

2015 год - 437,0 млн. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит ввести в эксплуатацию 208,0 тыс. кв. м жилой площади, а также будет способствовать:

увеличению объемов строительства жилья для граждан со средним уровнем доходов;

развитию строительного комплекса за счет привлечения в жилищную сферу сбережений населения, средств ипотечных жилищных кредитов и других внебюджетных финансовых ресурсов;

повышению сбалансированности между спросом и предложением на рынке жилья;

увеличению платежеспособного спроса населения Забайкальского края на ипотечные жилищные кредиты.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входили в число приоритетных направлений социально-экономической политики как всей России в целом, так и отдельно взятых регионов. Новые условия постоянно развивающихся рыночных отношений требуют применения новых путей и методов решения жилищных проблем.

Жилищная проблема в Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. Хотя темпы жилищного строительства в последние годы несколько возросли, обеспеченность населения благоустроенным жильем находится еще на достаточно низком уровне и в целом не удовлетворяет существующего спроса.

Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа экономических преобразований. Реальная возможность иметь собственное жилье для значительных групп населения способствует активизации их экономической деятельности, преодолению иждивенческих настроений.

Создание условий, способствующих повышению доступности жилья и расширению платежеспособного спроса населения на жилье, непосредственно связано с развитием и расширением системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.

Существующая структура жилищного строительства не позволяет в полной мере обеспечить создание комфортных условий для проживания людей, уменьшить стоимость строительства, в связи с чем возникает необходимость изменения структуры и системы малоэтажного жилищного строительства. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности.

Органы местного самоуправления, как правило, все еще не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв. м жилья.

В настоящее время отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.

Кроме того, наряду с постоянным увеличением доли индивидуального жилищного строительства преобладающей формой строительства жилья застройщиками остается многоквартирное жилищное строительство. Слабо развиты современные экономичные и энергоэффективные технологии индустриального малоэтажного жилищного строительства.

В настоящее время возникла острая необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья (строительства малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья экономкласса), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.

Строительство недорогого малоэтажного жилья должно стать приоритетным направлением действий региональных органов исполнительной власти. Особо важной задачей в этом направлении видится строительство малоэтажного высокотехнологичного жилья на селе, в котором должны быть представлены варианты автономных систем жизнеобеспечения.

Для решения обозначенной жилищной проблемы нужны новые подходы, с одной стороны, отвечающие реальным экономическим условиям, а с другой - учитывающие социальное неравенство граждан. Несмотря на то, что реализация мероприятий областных целевых программ «Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах» и «Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)» позволила заложить основы ипотечного жилищного кредитования и сформировать положительные тенденции его развития, ситуация по обеспечению жильем населения остается достаточно напряженной.

Для решения жилищной проблемы населения Забайкальского края необходимо обеспечить приток новых финансовых ресурсов на рынок жилищного строительства, а также вовлечь в реальный экономический оборот жилую недвижимость через механизм ипотеки.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти и коммерческих структур, что обусловливает необходимость применения программного метода и разработки подпрограммы.

Разработка подпрограммы обусловлена также необходимостью создания эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан Забайкальского края, особенно со средним и низким уровнем доходов, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных жилищных кредитов с использованием бюджетных и внебюджетных средств.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы

Целью подпрограммы является обеспечение роста темпов жилищного строительства.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

создание условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;

внедрение современных финансово-кредитных механизмов, способствующих развитию жилищного строительства.

Условиями прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и решение задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Сроки реализации программы: 2012-2015 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.