Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)»

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
29 июля 2011 года № 277

.
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)»


ПАСПОРТ

краевой долгосрочной целевой программы

«Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)»

Наименование
программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке
программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 марта 2011 года №  88-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)».

Дата утверждения
программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 29 июля 2011 года № 277  «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)».

Государственный
заказчик
программы

Министерство территориального развития

Забайкальского края.

Основной
разработчик
программы

Министерство территориального развития

Забайкальского края.

Цель и задачи
программы

Цель:

   улучшение качества транспортного обслуживания населения края; повышение эффективности функционирования транспортной системы  края, а также создание необходимых условий для обеспечения инновационного развития Забайкальского края.

Задачи:

   развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике края;

   приведение в соответствие с требованиями ГОСТа водопропускных искусственных сооружений и обеспечение освещенности опасных участков дорог на территории Забайкальского края;

   повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов;

   повышение конкурентоспособности транспортной системы края и реализация ее транзитного потенциала;

   улучшение инвестиционного и инновационного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Важнейшие
целевые
индикаторы
программы

  Достижение в 2015 году:

   объема перевозок грузов - 73,4 млн. т;

   грузооборота  транспорта - 195 950,1 млн. т-км.;

   объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования - 43,906 млн. пасс.;

   пассажирооборота транспорта общего  пользования 320,86 млн.  пасс.-км;

   количества реконструированных мостов - 40 ед.

Сроки и этапы
реализации
программы

2012-2015 годы. Программа будет реализована в 1 этап.

Потребность в
финансировании
программы

Потребность в финансовых затратах на выполнение мероприятий программы за счет средств краевого бюджета - 1 887 357,53 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год           - 297 500,0 тыс. рублей;

2013 год           - 548 400,0 тыс. рублей;

2014 год           - 559 257,53 тыс. рублей;

2015 год          - 482 200,0 тыс. рублей.

Основные
ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы

   В результате реализации мероприятий программы ожидается:

   обновление парка транспортных средств предприятий края, в том числе за счет приобретения 419 автобусов, 60 троллейбусов, 2 речных пассажирских судов на воздушной подушке, 3 воздушных судов;

   замена деревянных мостов на современные  конструкции в количестве 40 единиц;

   обустройство опасных участков дорог регионального и муниципального значения автономным освещением.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Забайкальского края. Главной целью функционирования и развития транспортной системы края является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.          

В условиях реформирования экономики усиливается влияние транспортной отрасли на развитие других отраслей экономики и социальной сферы, которые, в свою очередь, предъявляют более жесткие требования к качеству транспортного обслуживания. В состав транспортной системы  Забайкальского края входят объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, водный транспорт, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.           

Транспортный комплекс  края образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг.

Ведущее место в транспортной системе края занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт в Забайкальском крае выполняет не менее 97% общего грузооборота всех видов транспорта, а также около 43% пассажирооборота.

Водным транспортом на территории края осуществляются перевозки по реке Шилка.  

На территории края в настоящее время зарегистрировано 283 666 автотранспортных средств, в том числе 7 010 автобусов, 40 680 грузовых автомобилей, 231 527 легковых автомобилей. Во все муниципальные районы и городские округа Забайкальского края, за исключением Каларского района, организованы межмуниципальные регулярные автобусные перевозки. Протяженность автобусной маршрутной сети составляет 38 761,7 км.

На территории Забайкальского края находятся 2 аэропорта и 43 посадочных площадки.  Аэропорт Чита (Кадала) - основной аэропорт, через который осуществляется  воздушное сообщение с другими городами Российской Федерации и КНР.  Аэропорт в с. Чара является единственным действующим аэропортом на территории Забайкальского края, расположенным в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, через который осуществляется воздушное сообщение с краевым центром. Техническое состояние аэропортов не в полной мере соответствует установленным требованиям.

В настоящее время перевозка пассажиров и грузов осуществляется на воздушных судах авиакомпаний ООО «ВИМ Авиа», ОАО «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ЗАО «Авиакомпания «Ангара», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро», ОАО «Авиакомпания Якутия».

По территории  края проходят крупные федеральные автомагистрали  Р-297 «Амур» Чита - Хабаровск, Р-258 «Байкал» Иркутск - Улан-Удэ - Чита и А-350 Чита - Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой, автодороги регионального значения 76А-005 Дарасун - Госграница с МНР и 76А-138 Улан-Удэ - Романовка - Чита и другие. Эти дороги обеспечивают выход к государственной границе Российской Федерации с Китаем и Монголией, а также связь с соседними субъектами: Республикой Бурятия и Амурской областью. В результате пересечения эти федеральные и региональные автомобильные дороги, железная дорога и аэропорт образуют в городе Чите крупный транспортный узел межрегионального значения.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и его инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе края. Ослаблены позиции гражданской авиации и водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала края. Значительные резервы повышения эффективности работы транспортного комплекса выявляются при организации мультимодальных перевозок путем взаимодействия отдельных видов транспорта. Но в настоящее время в Забайкальском крае такое взаимодействие развито слабо, что, в конечном счете, приводит к потерям, диспропорциям и недостаточной удовлетворенности субъектов рыночной экономики края транспортными услугами. Это проявляется в следующем:

состояние транспортной сети края не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам;

транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры;

развитие дорожной сети не соответствует темпам развития автомобилизации края;

основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами;

не в полной мере используется транзитный потенциал Забайкальского края.

Серьезную проблему и угрозу для эксплуатации транспортных средств представляет существенный износ основных фондов организаций пассажирского транспорта общего пользования. Особенно остро данная проблема стоит для городского электрического транспорта, степень износа которого в 2010 году составила 87%. Степень износа водного транспорта составляет  89%, автомобильного - 53,2%. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. Для ликвидации сложившейся ситуации требуется привлечение значительных инвестиций.

В настоящее время используется только незначительная часть транзитного потенциала края. Исправить ситуацию можно только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях «Запад - Восток» с более эффективным использованием инфраструктурных объектов железнодорожного и автомобильного транспорта. Увеличение транзита требует качественно нового развития регионального транспортного узла, транспортно-логистических комплексов и таможенных переходов.

Из-за отсутствия железнодорожного обеспечения отдаленных уголков края затруднено освоение месторождений природных ресурсов.

В настоящее время социально-экономическое развитие Забайкальского края во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, значительная часть которых исчерпала свою пропускную способность и имеет высокую степень износа. Низкий технический уровень дорог обусловливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции. С рядом населенных пунктов отсутствует круглогодичная транспортная связь, что зачастую ведет к их ликвидации. Резко теряют продуктивность прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, что негативно сказывается на результатах деятельности агропромышленного комплекса.

В целом транспортная система Забайкальского края представляет собой сложный комплексный объект, играющий важную роль в экономической и социальной сферах. В настоящее время требуется принятие неотложных мер, направленных на модернизацию и развитие транспортной системы края. Решение существующих проблем транспортного комплекса края возможно путем разработки и реализации конкретных мероприятий на основании программно-целевого метода, который является одним из наиболее эффективных по воздействию на экономику, так как позволяет в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития регионов в увязке с единой региональной политикой государства.