Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)» (с изменениями на 28 августа 2012 года)

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети ООПТ, которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения. Основой такой сети является выявление, описание ценных природных территорий и организация новых ООПТ, которые представляли бы все разнообразие растительного и животного мира как Забайкальского края, так и отдельных его районов.

Разнообразие природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности в Забайкальском крае и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, высокая антропогенная нагрузка и развитие неорганизованной рекреации на ООПТ требуют комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреационной деятельности и использования рекреационного потенциала.

На территории Забайкальского края в настоящее время существует  93 ООПТ разных категорий, в том числе 88 - регионального значения. Наибольшая доля принадлежит категории «памятники природы», которые предназначены для охраны отдельных точечных объектов. ООПТ в Забайкальском крае занимают 3,9% от общей площади края, что по международным стандартам в три раза ниже минимума. Следует констатировать, что сеть ООПТ в регионе нерепрезентативна, т.е. в охраняемых территориях не представлены в достаточной мере экосистемы разных природных зон. Размещение ООПТ в крае также неравномерно. В основном они сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края, в то время как на севере Забайкалья образованы только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи. Для Забайкалья, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.

Практически все типы ландшафтов, представленных в Восточном Забайкалье, в той или иной степени подверглись антропогенному влиянию. Это связано с достаточно длительной историей хозяйствования человека в регионе и с тем, что доминирующую роль в структуре производства играют ресурсоемкие отрасли. Основные источники индустриального хозяйствования - объекты горнодобывающей отрасли, селитебные территории и дорожно-коммуникационные линии. Эти объекты имеют дискретный или линейный характер, однако в местах своего воздействия полностью преобразуют природные комплексы, не только уничтожая растительность и почвы, но и видоизменяя рельеф, водный режим рек и пр. С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких как освоение юго-востока Забайкальского края, месторождений Удокана, а также с деятельностью других промышленных объектов в крае, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному негативному прессу. В регионе создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. Для решения проблемы необходимо совершенствование условий функционирования ООПТ, в том числе рекреационной и просветительской деятельности в природоохранной сфере.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ относятся к объектам общественного достояния. Они служат для охраны и одновременно рационального использования в целях сохранения уникальных и типичных природных объектов и комплексов. Немаловажна их роль и для развития краеведения и экологического просвещения населения. При этом здесь параллельно изучаются естественные процессы в биосфере и осуществляется контроль за изменением ее состояния (экологический мониторинг).

В соответствии со Стратегией организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Забайкальского края от 20 октября 2009 года № 673-р, значительная роль отводится формированию экологических механизмов сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, пропаганде идей сохранения природного и культурного наследия среди широких слоев населения и экологическому туризму.

Западная часть Забайкальского края расположена в бассейне озера Байкал и принадлежит Байкальской природной территории. В связи с особым статусом озера Байкал для Байкальской природной территории установлен особый режим природопользования, регламентируемый Федеральным законом «Об охране озера Байкал». Однако в настоящее время из-за отсутствия системы очистных сооружений в крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал, невозможно решение задач охраны его уникальной экосистемы. В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности в водосборной площади озера Байкал и обеспечения экологической безопасности водных объектов Байкальской природной территории необходимо создание сети очистных сооружений.

В мероприятиях программы учтена необходимость финансирования из бюджета Забайкальского края объектов капитального строительства, вошедших в проект федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы».

Целесообразность разработки краевой долгосрочной целевой программы для решения проблемы программным методом диктуется тем обстоятельством, что финансовых средств регионального бюджета, выделяемых на содержание государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения, недостаточно для дальнейшего развития и укрепления природоохранной и рекреационной инфраструктур ООПТ.